Шрус ваз 2110 наружный — какой выбрать и как поменять

Шрус ваз 2110 наружный - какой выбрать и как поменять

«Граната» или ШРУС представляет собой шарикоподшипник с поперечным вращением. На всех переднеприводных отечественных автомобилях ВАЗ, включая 2110-2112, передние колеса приходят во вращение при помощи шарниров равных угловых скоростей — ШРУС. Благодаря ему, весь момент, который идёт от двигателя на коробку, передаётся на передние колёса; данная деталь применяется исключительно в переднеприводных автомобилях.

Граната нормализует постоянно меняющийся угол соединяемых собой полуосей, что позволяет передним колесам беспрепятственно выполнять повороты влево и вправо. И именно эти узлы подвержены повышенному износу.

Признаки неисправности и способы проверки ШРУСа ВАЗ 2110

Поломка ШРУСа — одна из основных неисправностей ходовой ВАЗ 2110. Часто он приходит в негодность уже спустя 55,000 км пробега. Неисправный ШРУС может выдать себя в виде хруста, потрескивающих звуков при повороте колес, вибраций кузова.

Также существует несколько способов, выявить неисправность ШРУСа:

  • покачать рукой вал привода. При обнаружении люфта следует произвести замену элемента;
  • вывернуть руль до конца влево, а затем вправо и на каждом этапе оценить состояние пыльников. При выявлении повреждений (трещин, разрывов) произвести их замену.

Защиту ШРУСа от пыли, грязи, песка и других частиц обеспечивают пыльники. За их состоянием нужно следить особо и время от времени поглядывать под ШРУС, и смотреть есть ли внутри пыльника смазка.

Категорически не допускается попадание внутрь ШРУСа инородных частиц, так как это приведет к быстрому выходу его из строя.
Оба шарнира и внутренний, и внешний располагаются на валовом приводе, а значит замена их идентична и суть ее добраться до этого самого привода.

Инструменты для замены ШРУСа на ВАЗ 2110:

  • гаечные ключи на 17 и 19 мм;
  • накидной ключ с головкой на 13,17,30 мм;
  • съёмник для снятия ШРУСа;
  • ёмкость для слития масла из КПП;
  • монтировка и молоток;
  • вороток;
  • домкрат;
  • смазка (ШРУС-4 или её аналог);
  • новый внешний ШРУС (Lada 21100221501200)
  • плоскогубцы и клещи.

Оригинальный шарнир наружный сборки «LADA» (артикул: 21100221501200) обойдется в среднем в 1000 рублей. Можно поискать и купить аналог «ВМ» c пыльником (артикул: CV1001) за 700 рублей. А за замену ШРУСов в автосалоне, скорей всего, возьмут 1200 рублей (по 600 рублей за каждый).

Что же касается смазок, то спектр их выбора очень широк. Только официально от производителя представлены к применению смазки таких видов: ШРУС-4, ШРУС-4М, СПЕКТРОЛ ШРУС MoS2, MOLIKOT VN2461C, не считая их аналогов которые вы сможете купить в автомагазине.

Покупать новую деталь рекомендуется по старой, так вероятность неправильной покупки сведена к минимуму. Кроме этого, приобретение ШРУСА следует осуществлять в проверенных магазинах. Не стоит покупать эти детали на разборках, возможно, что поломка произойдет уже через несколько метров.

Отворачиваем ключом «на 30» гайку подшипника передней ступицы. Поддомкрачиваем автомобиль.

Затем откручиваем и снимаем колесо.

Откручиваем два болта крепления шаровой опоры.

Опираясь монтажной лопаткой на защитный кожух переднего тормоза, выталкиваем корпус внешнего шарнира из ступицы переднего привода. Отводим поворотный кулак со стойкой в сторону.

Пассатижами сжимаем за выступ большой хомут и, поддевая отвёрткой, разъединяем его.

Аналогично разъединяем малый хомут. Сдвигаем чехол по валу.

Устанавливаем съемник для снятия внешнего ШРУСа.

Снимаем шарнир. Шарнир на валу крепится стопорным кольцом, расположенным в проточке на конце вала.

Снимаем старое стопорное кольцо.

Надеваем новое стопорное кольцо.

Очищаем вал от старой смазки, наносим на него тонкий слой новой смазки ШРУС-4 и надеваем новый чехол.

Выдавливаем в полость шарнира (нового или очищенного) 40 см3 смазки.

Устанавливаем на вал новый ШРУС.

Используя выколотку из мягкого металла, напрессовываем шарнир на вал.

Обжимаем пыльник внешнего ШРУСа хомутом.

И направляем шлицевой хвостовик шарнира в ступицу колеса.

Вставляем шайбу на шлиц шарнира.

Затем накидным ключом «на 30» закручиваем гайку внешней гранаты.

Узким зубилом вминаем буртик гайки подшипника ступицы в двух местах.

Замена наружных шрусов(гранаты) без снятия всего привода

Ваз 2110: замена шруса — делаем все правильно

Замена шруса ваз 2110

Замена шруса ваз 2110

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) или по простонародному «граната» служит для передачи вращательного движения одной полуоси к другой и которые находятся под постоянно меняющимся углом по отношению друг другу.

Устройство и принцип работы

Устройство

Данный узел порождает массу вопросов о том, как он устроен и каков принцип его работы у человека, который лице зреет его впервые. Но это только на первый взгляд, на самом деле «граната» по своей конструкции предельна проста и понятна.

Замена шрусов ваз 2110

Замена шрусов ваз 2110

На фото представлен разобранный шарнир равных угловых скоростей, который состоит из:

  • Выполненного заодно с ведущим валом корпуса шарнира;
  •  Внутренней обоймы;
  • Кольца с отверстиями для удержания шести шариков – сепаратор.

Принцип работы

Как можно заметить, количество сферических канавок в корпусе и на внутреннем шарнире равно и соответствует количеству шариков в сепараторе, шарики, в свою очередь, удерживаются сепаратором между кулаком и корпусом и перемещаются в их канавках.

Видео работы шарнира равных угловых скоростей

Видео работы шарнира равных угловых скоростей

Усилие с вращающегося ведущего вала передается именно через кулак с находящимися в канавках шариками на обойму и на ведомый вал. Меняющийся угол между валами ни как не влияет на работу шариков продолжающих выполнять свою работу передачи усилия.

Как видите, такая конструкция позволяет передавать вращательное движение очень равномерно и, кстати, несмотря на кажущуюся сложность выполнения, данный узел «отрабатывает» намного дольше других устройств автомобиля, естественно в условиях его правильной эксплуатации и технического обслуживания.

Внешний и внутренний ШРУС

На этом наше знакомство с «гранатами» не закончено, так как в автомобиле устанавливаются два типа ШРУСов: внутренний и внешний.

Виды шарниров

Виды шарниров

Для того чтобы автомобиль успешно проезжал все препятствия одного шарнира явно маловато.

Угол работы «гранаты»

Угол работы «гранаты»

Поэтому для оптимального функционирования всего привода на него ставится две «гранаты»:

  • Внутренняя, передающая крутящий момент от трансмиссии валу;
  • Внешняя, входящая в зацеплении непосредственно со ступицей колеса.

Хотя по принципу работы они одинаковы, конструктивные особенности и цена несколько отличаются друг от друга.

Внутренняя «граната»

Внутренняя «граната»

Дефектовка «гранат»

Причины

Вся без исключения специальная литература утверждает, что при изготовлении ШРУСов применяются только сверхпрочные сплавы, износ которых минимален и практически не заметен. Но как показывает практика, а особенно статистика продаж любого автомобильного автомагазина – ни что не вечно под луной, в том числе и ШРУСы.
Виной тому являются:

  • Подделки, бракованные комплектующие и откровенно низкое качество;
  • Плохое качество, а иногда и отсутствие смазочных материалов;
  • Повреждение пыльника (а это отдельная тема) и, как следствие, попадание в шарнир «нежелательных элементов».

Прежде чем заменить шрус на ваз 2110 необходимо провести его дефектовку, и желательно своими руками.

Проверка внешнего ШРУСа

Изменение свойств детали, ее размеров и наличие выработки ее трущихся поверхностей умные люди называют износом, который мы и будем искать в шарнирах равных угловых скоростей. Главным признаком предельного износа «гранаты» является ее «хруст», который появляется при перекатывании шарика в канавке имеющей износ, как правило «хруст» появляется при движении автомобиля в поворотах, резких ускорениях и при преодолении препятствий.

Окончательно убедиться в неисправности данного узла помогут следующие действия, которые вызовут характерный звук:

  • При трогании автомобиля с места создавать несильные рывки;
  • При изменении нагрузки (резко ускоряться и сбрасывать газ).

А так же можно попытаться двигать вал между «гранатами» в поперечном направлении почувствовать характерный звук износа – люфт.

Проверка внутреннего ШРУСа

Хотя оба шарнира являются звеньями одной цепи, надо сказать, что в силу особенности своей эксплуатации (значительные нагрузки и углы работы) внешний шарнир выходит из строя намного быстрее, хотя по размер он меньше внутреннего.

Вышеописанные признаки в большей мере относятся к внешним шарнирам, от чего появляется резонный вопрос – а как проверить внутреннюю «гранату» ведь в ее рабочем положении практически невозможно добиться большого угла работы?

Дело в том, что в отличие от внешней внутренняя «граната» может сигнализировать звуками о своей неисправности при движении автомобиля в прямом направлении, особенно при преодолении всевозможных препятствий (кочки, сугробы, ямы). Так же поможет убедиться в неисправности поверка вала рукой на люфт.

Окончательно же убедить себя в необходимости замены устройства поможет следующий эксперимент:

  • Подвешиваем ведущие колеса автомобиля, что выведет внутреннюю гранату в максимальный угол работы;
  • Заводим двигатель;
  • Включаем первую передачу.

Если внутренний шарнир имеет предельный износ, появится тот самый своеобразный хрустящий звук, что предполагает за собой безотлагательный ремонт.

Замена «гранаты»

Так как замена шруса на ваз 2110 включает в себя поддомкрачивание ведущих колес автомобиля, то перед началом работ необходимо провести ритуал напрямую связанный с техникой безопасности – ставим автомобиль на стояночный тормоз и под задние колеса подкладываем противооткатники.

Следующим этапом значится откручивание гайки ступицы. Для этого нам потребуется крепкая головка на «30» и труба усилитель.

Инструмент для гайки ступицы

Инструмент для гайки ступицы

Если же такой ключ у вас отсутствует его можно изготовить самому из подручных средств, что является более надежным вариантом.

Самодельный ключ

Самодельный ключ

Внимание! Так как прилагаемое усилие на ключ очень велико откручивание гайки ступицы колеса необходимо производить в начале ремонта, то есть перед подъемом подвески автомобиля.

Дальнейшие действия выполняем по пунктам, которые содержит в себе нижеизложенная инструкция:

  • Под поднятый домкратом автомобиль подкладываем надежные упоры;
  • Отворачиваем болты и снимаем колесо со ступицы;
  • До конца откручиваем гайку ступицы и вынимаем ее упорную шайбу;
  • От поворотного кулака отворачиваем два болта крепящие нижнюю шаровую опору;
Снятие шаровой опоры

Снятие шаровой опоры

  • Поворачиваем рулевое колесо в крайнее положение (вправо или влево, в зависимости от того на какой стороне автомобиля проводите замену шарнира) и оттянув поворотный кулак снимаем ступицу вместе со стойкой со шлицов вала привода;
Снятие ступицы с вала

Снятие ступицы с вала

Совет! Я бы не рекомендовал заниматься демонтажем «наружной» гранаты непосредственно на самом автомобиле, так как в процесс велика вероятность выбивания из гнезда внутреннего шарнира, что чревато повреждением сальника.

  • С помощью монтажной лопатки вынимаем внутренний шарнир из шлицов коробки передач;

Внимание! Если вы планируете одновременно снимать два привода, то после демонтажа одного необходимо в его посадочное место в коробке передач вставить технологический фиксатор, в качестве которого можно использовать старую внутреннюю «гранату». В противном случае, после того как вы вытащите оба привода, произойдет смещение шестерен дифференциала, что не позволит во время последующей сборки вставить на место снятые ШРУСы.

  • Фиксируем приводной вал в тисках и с обоих «гранат» снимаем пыльники (если они имеют явные дефекты, для облегчения операции срезаем их ножом);
  • При помощи кувалдочки и выколотки (вставка из бронзы или меди) сбиваем ШРУСы с приводов, постукивая по корпусу вдоль оси привода;
Демонтаж наружного шарнира

Демонтаж наружного шарнира

Совет! Сила постукивания должна выбираться опытным путем, так как в данной операции все зависит от упругости распорного кольца, которое должно сжаться в канавке ШРУСа для того что бы дать ему соскользнуть со шлицов.

В противном случае, чтобы не содрать данным кольцом шлицы привода, «гранату» можно подпилить «болгаркой» в нескольких местах, после чего разбить кувалдой.

Распорное кольцо

Распорное кольцо

  • Внутренняя «граната» демонтируется схожим образом;

Далее замена шрусов на ваз 2110 переходит в стадию сборки, во время которой необходимо проследить, что бы на внутреннем шарнире было заменено старое распорное колечко, так как имеет место быть возможное разъединение приводов и коробки передач во время движения автомобиля.

Новое распорное кольцо

Новое распорное кольцо

  • После установки привода в дифференциал коробки передач необходимо приложить незначительное усилие для того чтобы он ШРУС зафиксировался в шестерёнке полуоси, для чего, через смягчающую поставку (деревянный брусочек или брусок из цветного металла), не сильным постукиванием молотка ударяем вдоль оси вала;
  • На этом замена шруса в ваз 2110 считается законченной, дальнейшая сборка происходит в обратном порядке.

Совет! Старую гайку ступицы во избежание возможного ее раскручивания рекомендуется поменять на новую.

Пыльники «гранат»

Признаться, я бы никогда не затрагивал тему пыльников, если бы данная статья не была посвящена  шарнирам равных угловых скоростей. Сейчас сами поймете почему.

Сама по себе данная деталь не отличается большими размерами, но в силу сложного технологического процесса ее изготовления и применения дорогих материалов цена ее не так уж мала, что бы пренебрегать рекомендациями по ее уходу.

Многие автовладельцы и не догадываются, что они сами являются виновниками своих не малых затрат.

А ведь именно хорошее состояние такого  небольшого элемента из резины как пыльник позволяет гарантировать долговечную работу  и экономию значительных средств, так как его задачей является защита механизмов от пыли и других загрязняющих веществ, а именно:

  • Защита «гранаты» и ее смазочных материалов от попадания воды, мусора, грязи и пыли;
  • Удержания смазочных материалов в пределах сопряжения контактных поверхностей.

Совет! Проверка состояния пыльников должна стать регулярной процедурой, а их замена, при выявлении дефектов (порывы, трещины), обязательной и не терпящей отлагательств.

Дефектовка пыльников

Данный вид пыльников, так же как и все остальные, выполняется из специальной резины, а так же могут изготовляться на основе силикона, но, как показывает опыт, фактором определяющим качество изготовления пыльника может стать лишь репутация производителя. Тем не менее, пыльник не должен быть сильно грубым и при повороте его складки наружу не должно наблюдаться изменения цвета поверхности, каких либо трещин и разломов.

При проверке уже работающих пыльников на наличие дефектов необходимо учитывать их условия эксплуатации:

  • Установленный внутри страдает от перемены температур (происходит повышенный нагрев от двигателя), повреждается предметами,  попадающими в отсек двигателя при движении автомобиля. Как правило, его повреждения проявляются как разрывы, микротрещины и выделение смазки;
  • Установленный снаружи пыльник так же подвержен нагреву от трения деталей, подвергается постоянным агрессивным воздействиям внешней среды (камни, песок), а так же в силу большой амплитуды изменения угла между валами – многократным циклам сжатий/растяжений.
Проверка пыльника
Проверка пыльника

Для определения целостности пыльника необходимо выставить автомобиль на яму, поднять его переднюю часть и вывернув руль до упора поочередно в обе стороны, прокручивая колесо, осмотреть пыльники на наличие вышеописанных повреждений.

Замена

Ну а так как замена шруса в ваз 2110 происходит намного реже, чем замена его пыльника, вашему вниманию предлагается инструкция по данной операции:

  • Начало работ и ее основные этапы вплоть до демонтажа ШРУСов полностью идентичны вышеописанным действиям описанных в инструкции по замене шарниров;
  • После того как пыльник снят, промываем «гранату» в бензине (специальном моющем растворе) избавляясь от старой смазки и попавшей грязи;
  • Надеваем на вал новый пыльник;
  • Одеваем на шлицы привода заранее заполненный специальной смазкой сам ШРУС;
  • Пользуясь специальными клещами сначала зажимаем хомут пыльника на валу привода;
  • Затем с помощью отвертки отгибаем наружный край пыльника (для выравнивания давления воздуха внутри) и только после этого зажимаем хомут снаружи.
Зажим хомутов
Зажим хомутов
Пластмассовая заглушка
Пластмассовая заглушка

На фото показана пластмассовая заглушка внутреннего шарнира, не забудьте ее поставить на место во время сборки привода.

Оставьте комментарий

Adblock
detector