Тормозная система ваз 2112 — схема, устройство и ремонт

Тормозная система ваз 2112 - схема, устройство и ремонт

Схема гидропривода тормозов

Содержание

1 – тормозной механизм переднего колеса;
2 – трубопровод контура «левый передний–правый задний тормоза»;
3 – главный цилиндр гидропривода тормозов;
4 – трубопровод контура «правый передний–левый задний тормоза»;
5 – бачок главного цилиндра;
6 – вакуумный усилитель;
7 – тормозной механизм заднего колеса;
8 – упругий рычаг привода регулятора давления;
9 – регулятор давления;
10 – рычаг привода регулятора давления;
11 – педаль тормоза;
А – гибкий шланг переднего тормоза;
В – гибкий шланг заднего тормоза 

На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов.

Стояночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

Вакуумный усилитель


1 – корпус вакуумного усилителя;
2 – чашка корпуса усилителя;
3 – шток;
4 – регулировочный болт;
5 – уплотнитель штока;
6 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра;
7 – возвратная пружина диафрагмы;
8 – шпилька усилителя;
9 – фланец крепления наконечника;
10 – клапан;
11 – наконечник шланга;
12 – диафрагма;
13 – крышка корпуса усилителя;
14 – уплотнительный чехол;
15 – поршень;
16 – защитный чехол корпуса клапана;
17 – воздушный фильтр;
18 – толкатель;
19 – возвратная пружина толкателя;
20 – пружина клапана;
21 – клапан;
22 – втулка корпуса клапана;
23 – буфер штока;
24 – корпус клапана;
А – вакуумная камера;
В – атмосферная камера;
С, D – каналы

Резиновая диафрагма 12 вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг.

Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана размещен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.

При нажатии на педаль перемещается толкатель 18, поршень 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 12. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который действует на поршень главного цилиндра.

При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

Привод регулятора давления


1 – регулятор давления;
2, 16 – болты крепления регулятора давления;
3 – кронштейн рычага привода регулятора давления;
4 – штифт;
5 – рычаг привода регулятора давления;
6 – ось рычага привода регулятора давления;
7 – пружина рычага;
8 – кронштейн кузова;
9 – кронштейн крепления регулятора давления;
10 – упругий рычаг привода регулятора давления;
11 – серьга;
12 – скоба серьги;
13 – шайба;
14 – стопорное кольцо;
15 – палец кронштейна;
А, В, С – отверстия

Регулятор давления


1 – корпус регулятора давления;
2 – поршень;
3 – защитный колпачок;
4, 8 – стопорные кольца;
5 – втулка поршня;
6 – пружина поршня;
7 – втулка корпуса;
9, 22 – опорные шайбы;
10 – уплотнительные кольца толкателя;
11 – опорная тарелка;
12 – пружина втулки толкателя;
13 – кольцо уплотнительное седла клапана;
14 – седло клапана;
15 – уплотнительная прокладка;
16 – пробка;
17 – пружина клапана;
18 – клапан;
19 – втулка толкателя;
20 – толкатель;
21 – уплотнитель головки поршня;
23 – уплотнитель штока поршня;
24 – заглушка;
А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром;
В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;
К, М, Н – зазоры

Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор давления 1 (рис. Привод регулятора давления) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (см. подраздел 6.4.2). В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. Регулятор давления) соединяются с главным цилиндром, В – с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см. рис. Регулятор давления) поджат рычагом 5 (см. рис. Привод регулятора давления) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. Регулятор давления), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. Привод регулятора давления) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. Регулятор давления) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Главный цилиндр с бачком


1 – корпус главного цилиндра;
2 – уплотнительное кольцо низкого давления;
3 – поршень привода контура «левый передний–правый задний тормоза»;
4 – распорное кольцо;
5 – уплотнительное кольцо высокого давления;
6 – прижимная пружина уплотнительного кольца;
7 – тарелка пружины;
8 – возвратная пружина поршня;
9 – шайба;
10 – стопорный винт;
11 – поршень привода контура «правый передний–левый задний тормоза»;
12 – соединительная втулка;
13 – бачок;
14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости;
А – зазор

Главный цилиндр с последовательным расположением поршней. На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.

Тормозной механизм переднего колеса


1 – тормозной диск;
2 – направляющая колодок;
3 – суппорт;
4 – тормозные колодки;
5 – цилиндр;
6 – поршень;
7 – сигнализатор износа колодок;
8 – уплотнительное кольцо;
9 – защитный чехол направляющего пальца;
10 – направляющий палец;
11 – защитный кожух

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных колодок. Скоба образуется суппортом 3 и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 10, которые установлены в отверстиях направляющей 2 колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 9. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4, из которых внутренняя имеет сигнализатор 7 износа накладок.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.

Тормозной механизм заднего колеса


1 – гайка крепления ступицы;
2 – ступица колеса;
3 – нижняя стяжная пружина колодок;
4 – тормозная колодка;
5 – направляющая пружина;
6 – колесный цилиндр;
7 – верхняя стяжная пружина;
8 – разжимная планка;
9 – палец рычага привода стояночного тормоза;
10 – рычаг привода стояночного тормоза;
11 – щит тормозного механизма

Колесный цилиндр


1 – упор колодки;
2 – защитный колпачок;
3 – корпус цилиндра;
4 – поршень;
5 – уплотнитель;
6 – опорная тарелка;
7 – пружина;
8 – сухари;
9 – упорное кольцо;
10 – упорный винт;
11 – штуцер;
А – прорезь на упорном кольце

Тормозной механизм заднего колеса (рис. Тормозной механизм заднего колеса) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9 (рис. Колесный цилиндр), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25–1,65 мм.

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) тормозных колодок.

Когда из-за износа накладок зазор 1,25–1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. Колесный цилиндр) прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

Привод стояночной тормозной системы

Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2, регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) ручного привода колодок и разжимной планки 8.


1 – защитный колпачок;
2 – корпус датчика;
3 – основание датчика;
4 – уплотнительное кольцо;
5 – зажимное кольцо;
6 – отражатель;
7 – толкатель;
8 – втулка;
9 – поплавок;
10 – неподвижные контакты;
11 – подвижный контакт

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 датчика с уплотнителем 4 и основание 3 с отражателем 6 поджимаются зажимным кольцом 5 к торцу горловины бачка.

Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика – неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.

Обновление тормозной системы и установка ЗДТ

Ранняя осень, прекрасная пора, кругом ещё тепло, но не так как летом, да и природа из однотонно зеленого, постепенно переодевается в разноцветные тона: красный, желтый, оранжевый, периодически идет дождь, а по утрам становится прохладнее. И на фоне этих лирических умозаключений приходят и другие, что то надо сделать в машине, давно ничего не делал, отремонтировать и заодно, если есть возможность улучшить. Как говорится, всё, что не делается, всё к тюнингу.

И так что мы имеем: давно уже беспокоит ВУТ (Вакуумный Усилитель Тормозов), который, при нажатие на педаль пропускает воздух. Ручник, он вообще не держит, так сказать стоит, как предмет интерьера в машине, и тормозные диски, которые, судя по выработке, отходили все положенные им километры.

И не так давно, заинтересовался темой поставить на заднюю ось вместо стандартных барабанов тоже дисковые тормоза, как и спереди. Решил по имеющимся параметрам подыскать, фирму, которая сможет мне это всё установить и заодно узнать надо ли на заднюю ось собирать всё отдельно, или есть комплекты в продаже. Почитав в интернете и поспрашивав в автомагазинах, узнал, что проще установить всё из комплекта, который имеется в продаже. Там и диски с суппортами, и переходники в комплекте есть. Вот только странно дело, после продолжительных поисков, я понял, что этим особо ни кто не занимается.

Сам комплект даже под заказ не каждый везет (почти ни кто), а с установкой вообще глухо. Одни вроде как согласились, но надо было вести свой комплект. И вот бороздя просторы интернета, я наткнулся на сервис Smotors73. Узнал их адрес, и решил съездить спросить, что да как. Приехал, объяснил ситуацию, и что хочу сделать. На что мне ответили, что могут всё привести под заказ, и установить, только придётся немного подождать. Ладно, меня это вполне устраивало. Обговорили конфигурацию, я оставил залог, и так как была суббота, а за комплектующими должны были поехать в понедельник, я стал ожидать наступление следующей недели.

В понедельник вечером привезли все ништяки, в среду из за дел только смог посмотреть. Всё привезли, как договорились. Но тут надо загонять машину на половину дня минимум, работы много, а мне захотелось поприсутствовать, так что отложили до выходных.

Наступила долгожданная суббота, и долгожданная не то слово. Приехал к 9.00, как и договорились, заезжаю и понеслось. Начать решено было с замены ВУТа (Вакуумного Усилителя Тормозов) вместе с ГТЦ (Главным Тормозным Цилиндром).

Старый ГТЦ с бачком под тормозную жидкость
Старый ГТЦ с бачком под тормозную жидкость

Сначала слили антифриз, из бачка отсоединив патрубок, так как потом вытащить ВУТ не даст обшивка, да и сам бачок охлаждающей жидкости. Сняли решетку короба воздухозаборника, и немного шумоизоляционную обивку щита передка, отсоединили колодку жгута от проводки, аккуратно отвинтили тормозные трубки от цилиндра, подложили ветошь, заглушив отверстия только в самом цилиндре (глушить отверстия не стали в трубках, все равно менять тормозную жидкость). Сняли стопорную скобу с педали тормоза и вынули палец педали тормоза, отсоединив тем самым толкатель вакуумника от педали. Отсоединили шланг обратного клапана и, отвинтив две гайки крепления ГТЦ к ВУТу сняли его. Отвернули четыре гайки крепления кронштейна и попытались вытащить кронштейн с ВУТом. Вынули с трудом, пришлось патрубки отгибать в сторону вместе с обшивкой. Затем отвернули две гайки крепления и сняли вакуумный усилитель с кронштейна. Вместо него было решено установить ВУТ, модернизированный, ТОРГМАШ ВАЗ 2112 и заводской ГТЦ.

ВУТ ТОРГМАШ ВАЗ 2110
ВУТ ТОРГМАШ ВАЗ 2110
ГТЦ (заводской тех индекс 2108-3505010)
ГТЦ (заводской тех индекс 2108-3505010)

Последний, почему то не комплектовался, крышкой и бачком под жидкость. Поэтому крышку оставили старую, а бачок поменяли на новый. Установили всё в обратном порядке, отрегулировали, не стали только подсоединять трубки к ГТЦ и соответственно заливать тормозную жидкость.

Следующим на очереди под замену стояли передние тормозные диски. Сняли колеса и, глядя на диск стало понятно, что диск давно пора менять, износ уже, мягко говоря, приличный.

Выработка приличная на диске…
Выработка приличная на диске…

Вывернули два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку и сняли тормозной механизм в сборе. Воспользовавшись нашей любимой WD-40, вывернули два штифта крепления. Естественно после это диск легко снять не удалось, пришлось выбивать аккуратно с помощью молотка. Очистив посадочное место под диск, стали устанавливать новые. Выбор пал на диски тормозные 2112 «Mastersport», «14» вентилируемые, перфорированные, с направленными насечками. По цене — качеству, соответствуют, да и на вид вполне хорошо смотрятся.

Диски тормозные 2112
Диски тормозные 2112

Поставили диск, закрепили штифтами. Тормозной механизм очистили от следов ржавчины, отогнули усик стопорной шайбы, вывернули нижний болт крепления направляющего пальца (придерживая его, что бы ни выпал) и откинули подвижную скобу для замены тормозных колодок. Достав колодки, можно было вздрогнуть, фрикционный слой фактически отсутствовал (теперь не удивительно, почему при торможении, особенно интенсивном доносился скрип из-под колёс). Колодки кстати, стояли фирмы «Ferodo», Premier, красные. Если не подделка, то вполне качественные, которые до последнего справлялись с поставленной задачей.

Плачевное состояние колодок
Плачевное состояние колодок

Поставили новые колодки Hi-Q Brake Pad, закрепив их подвижной скобой, после чего установили суппорт на диск.

Колодки Hi-Q Brake Pad корейской фирмы SANGSIN BRAKE
Колодки Hi-Q Brake Pad корейской фирмы SANGSIN BRAKE

Замене так же подвергся и тормозной шланг, был установлен шланг тормозной передний, армированный.

Шланг тормозной передний, армированный
Шланг тормозной передний, армированный

После чего, для создания эстетичного вида, суппорт покрасили в черный цвет.

Так смотрится гораздо лучше
Так смотрится гораздо лучше

Аналогичные действия провели и с другим передним колесом, заменив все вышеизложенное. И напоследок осталось самое «приятное» — замена задних барабанов на диски и настройка тормозной системы.

Сняли заднее колесо, вывернули 2 установочных штифта, нанесли на ступицу уже полюбившеюся WD-40, и так как барабан всё равно в утиль, не церемонясь, сбили его молотком. После чего сняли верхнюю и нижнюю стяжную пружины, направляющую пружину и разжимную планку. На снятых вместе с барабаном деталях, тоже присутствовали явные следы износа. Аккуратно демонтировали ступицу, дабы не повредить подшипник. Далее требовалось вывернуть четыре винта и с ним пришлось тяжко.

Тут главное не перестараться, во первых, велика вероятность обломить винт, что с нами и случилось, пришлось накрутить гайку, приварить её к остаткам винта, после чего уже выкрутить его. Во вторых, это срыв резьбы. С этим попроще немного, можно пройтись внутри отверстия подходящим по диаметру метчиком. Кое — как с помощью набора ключей, ранее упомянутой WD-40, железного терпения и крепкого мата, их удалось снять.

4 винта, а сколько работы
4 винта, а сколько работы

И напоследок, демонтировали щит тормозного механизма. С другим колесом, сделали всё то же самое, правда при разборе распался на две составляющие подшипник ступицы, так что его тоже придётся менять. Сразу не отходя так сказать от кассы, поменяли подшипник ступицы. Щипцами сняли стопорное кольцо, металлический пыльник и аккуратно выбили подшипник. Очистив посадочное место от смазки и грязи, смазали его смазкой «Литол» и запрессовали обратно, установив пыльник и кольцо. За неимением съёмника, подшипник устанавливается при помощи наружной обоймы старого подшипника и тисков.

Вологодский подшипник ступицы заднего колеса, говорят по качеству достаточно хороший
Вологодский подшипник ступицы заднего колеса, говорят по качеству достаточно хороший

Заменили так же на новый, регулятор давления задних тормозов (так называемый «колдун»). Сама настройка соответственно будут проходить после установки тормозов.

Регулятор давления тормозов…
Регулятор давления тормозов…

Пока всё находилось в разобранном виде, трос стояночного тормоза тоже решено было сменить.

Трос стояночного тормоза
Трос стояночного тормоза

Гайка уравнителя троса была уже ослабленная, а в районе барабанов трос уже просто висел. Отвернули гайку крепления и сняли держатель троса на задней балке, вынули его из всех держателей на кузове. Отсоединив наконечник троса от уравнителя, вытолкнули его из кронштейна и сняли трос. После чего протянули новые троса. При установке, на рычаг задней подвески, установили другой кронштейн, для проводки троса ручного тормоза, с помощью болтового соединения, дополнительно приварив его, с целью придания жесткости конструкции.

Задние Дисковые Тормоза (ЗДТ) решили поставить «13», вентилируемые, от «ДизайнСервис». В коробке имеется комплектовочная ведомость, прилагаемая к каждому такому набору, в которой всё подробно расписано.

ЗДТ «13», вентилируемые, от «ДизайнСервис»
ЗДТ «13», вентилируемые, от «ДизайнСервис»

Так же с целью улучшения управляемости автомобиля было решено поставить проставку — 1 от Autoproduct

Проставка — 1 от Autoproduct
Проставка — 1 от Autoproduct
В комплекте идут: две пластины с логотипом, четыре винта и небольшая брошюрка с описанием того как производить установку.
Сразу оговорюсь, что при установке есть один момент, который желательно знать заранее: те пластины, которые идут в комплекте, возможно, придется доработать. В моём случае в сервисе их уже доработали. Далее начался процесс сборки и установки. На ступицу, как основу, с обратной стороны (со стороны крепления её к рычагу задней подвески) одели: пластину проставки, кожух защитный заднего тормоза, дистанционную пластину и четыре винта (два из которых идут из комплекта от проставки, а другие два обычные) . Закрепляем полученный пакет, на основе ступицы к рычагу задней подвески, при помощи этих четырех винтов.
Основа уже устанавливается…
Основа уже устанавливается…
Следующим идет тормозной диск. Тот, что идёт в комплекте я решил оставить, а вместо него установить встречающийся не так часто – диск «Mastersport», «13» вентилируемый, перфорированный, с направленными насечками, в комплект к передним дискам. Установили его, закрепив штифтами. Одели на диск направляющие колодок, вместе с тормозными колодками Hi-Q Brake Pad (те же что и спереди) и начинаем крепить цилиндр тормоза с суппортом в сборе.
И тут, как же, всё нормально быть не может, выясняем, что суппорт мы установить не можем, по причине того что нам мешает стакан установленный между амортизатором и кронштейном его крепления. Стакан установлен для усиления подвески, соответственно и машина при нагрузке на заднюю ось, меньше проседает.
Пришлось данный элемент демонтировать, и подсоединить амортизатор напрямую, так как попытки его рихтовки не привели к желаемым результатам. Более уже ничего не мешало установке суппорта и его креплению, что и было сделано. При установке суппорта были подсоединены новые шланги стояночного тормоза. Суппорт ещё до установки покрасили в черный цвет и оставили сохнуть.
Теперь полный набор на передней и задней оси
Теперь полный набор на передней и задней оси
Стакан снят, для того что поместился суппорт
Стакан снят, для того что поместился суппорт

Аналогично с передними тормозными дисками, были установлены армированные, тормозные шланги, которые были подсоединены к трубопроводу контура тормозов. Точно так же была произведена замена и другого заднего барабана на диск.

Сборка вроде завершена, осталось только настроить. Перед тем как залить антифриз, глянули на бачок охлаждающей жидкости. На дне около стенок оказались мелкие трещины, так что и его тоже было решено сменить. Поставили новый бак, подсоединили патрубки, затянули хомуты и долили антифриз.

Затем закрепили трубки на ГТЦ и залив тормозную жидкость, начали прокачивать воздух из системы. Тормозная жидкость была выбрана Kroon Oil Drauliquid Racing.

Тормозная жидкость Kroon Oil Drauliquid Racing
Тормозная жидкость Kroon Oil Drauliquid Racing

После чего выведя весь воздух из патрубков, прокачали тормозную систему. Отрегулировали привод стояночного тормоза.

Всё. Настройка системы проведена. Проделан, конечно, в один день, достаточно большой объём работы. Приехал, как я говорил к 9.00 и уехал оттуда уже где то в начале шестого вечера. Но оно того стоило. Пока на обкатке и тормоза ещё вялые, но разница чувствуется. Во первых педаль стала заметно мягче, не требуется прикладывать больших усилий. Во вторых увеличена скорость отклика на нажатие педали, действие стало более информативном (даже незначительные нажатия, по сравнению с тем, что было, находят отклик). Конечно за ЗДТ уход нужен больший, чем за барабанами, но на мой взгляд, оно того стоило.

ЗДТ с одетым колесным диском
ЗДТ с одетым колесным диском

Как прокачать тормоза на ВАЗ 2112

Прокачивать контур гидравлической тормозной системы нужно после любой его разгерметизации, вызванной ремонтом или заменой тормозных цилиндров, шлангов, трубок, регулятора усилий (колдуна) или ГТЦ. Также прокачка может потребоваться после перегрева тормозов и закипания жидкости в цилиндрах. Прокачивают тормозной контур, чтобы выгнать воздушные пробки.

Если доверить мастерам прокачать тормоза ВАЗ 2112, цена, которую они вам выставят будет составлять около 1000 рублей.

Прокачивание тормозов ВАЗ 2110

Она включает в себя только прокачку, а если делать на СТО и непосредственно сам ремонт/замену поврежденного узла, придется выложить в разы больше. Так что при выполнении подобных работ самому, обязательно нужно знать порядок прокачки, схему и что нужно делать в конкретном случае.

Что подготовить к прокачке тормозов ВАЗ 2110/2111/2112

Прокачка тормозов ВАЗ 2110/2111/2112 начинается с подготовки инструментов и материалов. Так, вам понадобятся:

  • домкрат;
  • баллонный ключ на 17 или мощный вороток с такой головкой, для снятия колес;
  • ключ на 8 или 10 (зависит от вида установленных штуцеров);
  • плоская отвертка или тонкая монтажная лопатка (при работе на подъемнике);
  • тонкий прозрачный шланг (например, от медицинской капельницы), он как раз равен диаметру — штуцера;
  • емкость для сцеживания жидкости;
  • бутылка с тормозной жидкостью DOT-4.
Этого набора обычно достаточно, чтобы прокачать тормоза ВАЗ 2112, инжектор 16 клапанов или 8, год выпуска машины, значения не имеют. Отличаться могут только прокачные штуцеры, которые бывают под ключ на 8 или на 10. Для их откручивания использовать рожковый ключ нежелательно, так как он лижет грани. Лучше взять специальный зажимной ключ с винтом, а при его отсутствии – накидной, или глубокую головку на 8 или 10 с воротком.

Перед тем, как прокачивать тормоза на ВАЗ 2112, желательно купить 1-2 литра новой «тормозухи» использовать старую или смешивать две жидкости не рекомендуется.

Порядок прокачки тормозов ваз 2112: схема работ

Чтобы правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2112, автомобиль нужно установить на твердую и ровную площадку. Эли это не сделать, то не получится точно отслеживать уровень жидкости в бачке и избежать и можно завоздушить систему при самостоятельной прокачке когда одному неудобно контролировать уровень в бачке.

Очередность прокачки тормозов ВАЗ 2112, определяется расположением контуров. Сначала качается один, потом второй. Для переднеприводных ВАЗах без АБС схема прокачки стандартная – начинать нужно с самой дальней точки.

Последовательность прокачки тормозов ВАЗ 2112

Схема прокачки тормозов на ВАЗ 2112
Схема прокачки тормозов на ВАЗ 2112

На ВАЗ-2110, 2111, 2112 контуры подключены диагонально (правый перед – левый зад, и наоборот). Поэтому порядок прокачки тормозов ВАЗ 2112 будет таким:

  1. Заднее правое колесо.
  2. Переднее левое колесо.
  3. Заднее левое колесо.
  4. Переднее правое колесо.

Чтобы прокачка задних тормозов ВАЗ 2112 с использованием подъемника прошла по всем правилам, перед проведением процедуры нужно зафиксировать регулятор тормозных усилий (колдун). Он расположен возле левого заднего колеса. Блокировка колдуна осуществляется путем установки между штоком его поршня и упорной пластиной плоской отвертки или тонкой монтажной лопатки. Если вы делаете на яме, то это делать не нужно!

Блокировать колдун нужно только если задняя ось висит в воздухе. В таком положении балка перестает давить на регулятор. В итоге имитируется ситуация с перетормаживанием задка, если колдун не подпереть, перекрывается тормозные магистрали задних колес, для их разблокировки. Если они не висят и балка давит на колдун – он открыт, задние тормоза тогда прокачиваются нормально.

Прокачка тормозов ВАЗ 2112: порядок с колдуном

ВАЗ 2112 – прокачка тормозов, видео показано на примере Калины, но система однотипная. То, что тут нет колдуна, тоже пускай не смущает, на авто оснащенных системой ABS, его функцию выполняет электроника

Выполняется правильная прокачка тормозов ВАЗ 2112 с помощником в таком порядке:

  1. Открыть капот, отключить фишку датчика уровня ТЖ.
  2. Снять пробку с бачка ГТЦ и долить жидкость до максимума.
  3. Заблокировать регулятор тормозных усилий (колдун), если работа проводится на подъемнике.
  4. Снять колесо, тормоза которого будут прокачиваться, если работы проводятся без подъемника или ямы.
  5. Снять резиновый колпачок с прокачного штуцера тормозного цилиндра, надеть на него прозрачную трубку.
  6. Подставить емкость для сбора излишков жидкости, налить в нее немного жидкости и окунуть туда конец шланга.
  7. Попросить помощника создать в гидравлическом контуре максимальное давление, покачав педаль тормоза до упора 5-10 раз (с паузами 1-3 секунды между нажатиями), потом задержав ее в выжатом состоянии.
  8. Отвернуть штуцер ключом, должна пойти старая жидкость с пузырями, а как она перестанет вытекать закрутить назад.
    При закручивании штуцера, помощник должен продолжать удерживать педаль выжатой, чтобы не создать разрежение в контуре.
  9. Попросить помощника отпустить педаль тормоза.
  10. Проверить уровень ТЖ в бачке, если он упал ниже минимума – долить.
  11. Повторять шаги с 7 по 10 до тех пор, пока струйка ТЖ из штуцера не будет ровной, чистой и без пузырьков.
  12. Затянуть штуцер, надеть на него колпачок, протереть детали от подтеков жидкости, поставить на место колесо и затянуть его.
  13. Поочередно снять другие колеса и прокачать тормоза на ВАЗ 2112, порядок описан выше.

Как правильно прокачать тормоза на ВАЗ 2112 самому

Некоторые автомобилисты рекомендуют прокачивать тормоза в одиночку, качая и подпирая нажатую педаль доской/трубой/монтировкой/битой/другим продолговатым предметом, но это не самый удобный вариант. Если помощника нет – лучше использовать вместо него газлифт подходящей длины, имеющий рабочее усилие от 100 ньютонов. Он вдавить педаль, как только откроется штуцер, и тем самым не допустит создания разрежения в контуре.

Самостоятельная прокачка тормозов ВАЗ 2112, 8 клапанов или 16 – не имеет значения (как и тип питания карбюратор или инжектор), доступна тремя способами:

  • воздействием давления;
  • воздействием разрежения;
  • самотеком.

Самостоятельная прокачка под давлением

На ВАЗ 2112 прокачка тормозов под воздействием внешнего давления возможна при использовании дополнительного снаряжения. Вам понадобятся:

Приспособление для прокачки тормозов одному (крышка с ниппелем чтобы создавать давление в системе). Можно использовать как специальное приспособление та и насос, компрессор, накачанное колесо (камеру)
Приспособление для прокачки тормозов одному (крышка с ниппелем чтобы создавать давление в системе). Можно использовать как специальное приспособление та и насос, компрессор, накачанное колесо (камеру)
  • компрессор, насос или резервуар со сжатым воздухом (сгодится запаска);
  • шланг подачи воздуха;
  • ниппель для бескамерного колеса;
  • крышка бачка ТЖ без датчика (от Жигулей);
  • сверло диаметра, соответствующего посадочному диаметру ниппеля.

Перед тем, как как самому прокачать тормоза на ВАЗ 2112, нужно взять крышечку бачка и просверлить в ней отверстие. В него следует вставить сосок так, чтобы он сидел там герметично. Эту крышку нужно накрутить на бачок ГТЦ, предварительно долив жидкость до максимума.

Затем нужно:

  1. Добраться до штуцера тормозов, снять с него колпачок, надеть ключ на 8 или 10 и шланг, погрузив его конец в емкость (как описывалось выше).
  2. Подсоединить шланг подачи воздуха к ниппелю в крышке бачка.
  3. Подать давление в бачок через ниппель, нажав пистолет компрессора, качая насос или надев шланг на запаску.
  4. Открутить штуцер для стравливания воздушных пузырей из тормозного контура.
  5. Дождаться, пока ТЖ потечет по шлангу ровной струйкой без пузырей.
  6. Закрутить штуцер и прекратить подачу давления.
  7. Повторить действия из п. 3-6 для остальных колес.

Прокачка тормозов разрежением

Вместо избыточного давления для прокачки тормозов ВАЗ 2112 можно использовать разрежение. Для этого понадобится большой шприц (от 100 кубов) и шланг для его соединения со штуцером.

Порядок действий таков:

  1. Открыть бачок на ГТЦ и залить максимальное количество жидкости.
  2. Надеть ключ на штуцер и соединить штуцер со шприцем шлангом.
  3. Открыть штуцер и потянуть поршень шприца на себя, создавая вакуум в тормозном контуре.
  4. После наполнения шприца закрыть штуцер и слить ТЖ в емкость.
  5. Повторить манипуляции из п. 2-4 до момента, пока жидкость начнет течь в шприц ровной струей без пузырей.
  6. Повторить п. 2-5 для всех колес, соблюдая порядок прокачки тормозов ВАЗ 2112.
Этот способ отличается меньшей эффективностью и большим расходом ТЖ, поэтому он применяется при невозможности прокачки давлением. Следует помнить, что использовать повторно откачанную ТЖ не стоит, в силу наличия в ней загрязнений из контура и атмосферной влаги.

Прокачка тормозов ВАЗ 2112 самотеком

Прокачка тормозов 2112 самотеком – самый простой, но наиболее затратный в плане использования тормозной жидкости способ. Для него нужны только шланги, емкости под слив и бутылка DOT-4.

Прокачка осуществляется в таком порядке:

Капельница при помощи которой удобно самостоятельно делать прокачку тормозов
Капельница при помощи которой удобно самостоятельно делать прокачку тормозов
  1. Открыть бачок ГТЦ.
  2. Надеть шланги на штуцера и вставить их свободные концы в емкости под слив.
  3. Открутить штуцера на тормозных цилиндрах.
  4. Начать лить свежую ТЖ в бачок ГТЦ, параллельно наблюдая за струйками из штуцеров.
  5. Когда жидкость начнет течь по шлангам ровно и без пузырей – поочередно закручивать прокачные штуцеры.

Если в результате прокачки жидкость в бачке не достигает уровня Max – нужно долить ее. Если ТЖ оказалось слишком много – ее избыток нужно откачать шприцем. Повторно использовать ТЖ, слитую из штуцеров, не рекомендуется, ее нужно утилизировать.

Как прокачать тормоза ВАЗ 2112 не снимая колес

Снимать колеса для прокачки тормозной системы не обязательно. Это нужно для облегчения доступа к штуцерам, но без данного пункта можно обойтись, если:

  • загнать машину на яму или эстакаду;
  • поднять ее на подъемнике;
  • использовать высокий домкрат.

Так как прокачать передние тормоза на ВАЗ 2112 можно чисто за счет их выворота, выполнение этой операции возможно на любой ровной площадке. Для доступа к штуцеру левого колеса нужно вывернуть руль до конца вправо, а правого – влево. Зазора между колесом и аркой будет вполне достаточно.

Яма, эстакада или подъемник нужны для доступа к штуцерам задних колес. Можно воспользоваться домкратом, чтобы поднять заднюю часть и распрямить пружину стойки в верхнее положение. Колесо опустится относительно арки и образовавшегося зазора хватит, чтобы подлезть рукой к штуцеру. Но так как открутить 4 болта удобнее – лучше “не изобретать велосипед” и качать тормоза, сняв колесо.

Как прокачать тормоза на ВАЗ-2112, если сломан штуцер

Если штуцер открутить нельзя вкручиваем фитинг, а сверху шланг. Так можно будет спускать воздух со старой жидкостью
Если штуцер открутить нельзя вкручиваем фитинг, а сверху шланг. Так можно будет спускать воздух со старой жидкостью

Если прокачной штуцер сломался или грани под ключ безнадежно слизаны – нужно выкрутить его с помощью экстрактора или высверлить сверлом 6 мм, а затем установить новый.Если старый пришлось удалять высверливанием – нужно нарезать резьбу М10 и установить штуцер под нее (например, от Газели).

Чтобы прокачать тормоза на ВАЗ 2112, если сломан штуцер, можно использовать для этого соединительный штуцер (фитинг) тормозного цилиндра с трубкой. Порядок действий будет точно таким же, как и при обычной прокачке (описан выше), но вместо штуцера приоткручивать нужно трубку или шланг.

Частичная прокачка после замены тормозного цилиндра

Руководство по ремонту рекомендует менять детали тормозов попарно с обеих сторон, чтобы тормозные усилия на колесах одной оси были одинаковыми. Но если ремонту или замене подвергался только один элемент системы торможения, а уровень ТЖ в бачке не падал ниже минимума – допустимо ограничиться развоздушиванием одного контура. В таком случае прокачка тормозов ваз 2112 после замены тормозного цилиндра возможна только для заднего правого и переднего левого или заднего левого и переднего правого колеса.

Если уровень ТЖ в бачке в результате поломки или ремонта упал до дна – ограничиться прокачкой одного контура не выйдет. Ведь велик риск, что нахвататься пузырей успели все 4 трубки. Так как прокачать задние тормоза на ВАЗ 2112 без передних нельзя из-за диагонального подключения контуров, при парной замене цилиндров или трубок на одной оси обязательна полная процедура развоздушивания. Аналогично недопустима и прокачка передних тормозов ВАЗ 2112 без задних.

Трубки к ГТЦ
Трубки к ГТЦ

Как прокачать главный тормозной цилиндр на ВАЗ 2112

Прокачка ГТЦ на ВАЗ 2112 производится теми же способами, что и для колесных тормозных цилиндров. Но так как при этом обязательно проводится замена ТЖ на новую, желательно перед прокачкой:

  1. Открыть штуцеры.
  2. Поочередно продуть все трубки магистралей компрессором или насосом, чтобы выгнать остатки старой ТЖ.
  3. Установить ГТЦ и присоединить к нему трубки.
  4. Прокачать тормоза ВАЗ 2112, следуя одной из вышеизложенных инструкций.
Помимо избавления от остатков старой жидкости, продувка магистралей позволяет прочистить их от отложений. Для максимального эффекта прочистки можно отсоединить трубки от цилиндров и продувать их в таком положении. Это позволит избежать попадания загрязнений из трубок в тормозные цилиндры.

Оставьте комментарий