В статье на сайте vaz-2110.ru пойдет речь о диагностике, особенностях ремонта, замене, а также правилах покупки детали впускной системы двигателя с инжекторной подачей топлива автомобиля ВАЗ 2110.
Устройство, именуемое в дальнейшем как ‒ датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2110, призвано обеспечивать автоматическую регулировку и поддержание холостых оборотов в обход дроссельного узла (с перекрытой основной заслонкой), то есть регулировкой подачи воздуха для образования топливной смеси.
Для понимания процесса проверки датчика холостого хода нужно понимать его конструктивные особенности, как он работает. На ВАЗ 2110 датчик холостого хода не отличается особой сложностью конструкции.
В его составе три элемента:
- шаговый электродвигатель ‒ в составе обмотки и кольцевой магнит, ротор вращается благодаря шаговой подачи напряжения на все элементы;
- запорная конусная игла ‒ закрепленная на подающем штоке, непосредственно участвующая в подаче определенного объема воздуха. Важно то, что при замене конусной иглы необходимо выставить правильно стартовое положение для движения. Между фланцем датчика и конечной точкой движения расстояние должно составлять 23мм. Такая величина необходима, чтобы при установке нового датчика не было упора конусной иглы в корпус дроссельной заслонки.
- подпружиненный корпус.
При холодном запуске двигателя, через клапан на входе дроссельного узла, датчик (электронный блок управления) гонит увеличенный объем воздуха для создания и подачи топливной смеси в камеру сгорания, повышая холостые обороты. После небольшого прогрева двигателя, датчик уменьшает подачу воздуха посредством перемещения штока с запорной иглой в сторону увеличения конуса (вперед). Происходит контролируемая датчиком подача воздуха при закрытой дроссельной заслонке.
При полностью закрытом дросселе, электроника требует повышенных оборотов холостого хода, при этом, датчик перемещает запорную иглу в обратном направлении, приоткрывает немного или полностью отверстие впускного коллектора и воздух мимо дросселя смешивается с топливом и двигатель работает на холостом ходу.
Главные признаки выхода из строя датчика холостого хода
Датчик холостого хода ‒ важный элемент впускной системы инжекторного двигателя внутреннего сгорания.
Основные моменты, указывающие на плохую работоспособность датчика холостого хода следующие:
- обороты холостого хода работают плохо (топливной смеси в двигателе не хватает воздуха);
- не производится запуск холодного двигателя, если заслонка закрыта;
- если автомобиль движется на нейтральной передаче, на холостых при закрытой дроссельной заслонке, он глохнет;
- низкий холостой ход при прогревании двигателя.
Все перечисленные признаки должны расположить водителя к действию, дабы избежать проблем с двигателем автомобиля и повышенного расхода топлива.
Нужно сказать о том, что на бортовом компьютере выход из строя датчика холостого хода не отобразится и чек на аварию не загорится, потому что компьютер не считает эту поломку критической.
Диагностика датчика холостого хода
Для того, чтобы с полной уверенностью определить поломку датчика холостого хода, необходимо воспользоваться тестером (мультиметром). Суть использования в измерении тока на разъеме датчика, когда зажигание включено, а также на самом датчике. Отсутствие тока или падение сопротивления ниже 53 Ом говорит о выходе датчика из строя.
Порядок выполнения работ по проверке электрической части
- Делается первый безопасный шаг ‒ выставляется автомобиль на стояночный тормоз.
- Отсоединяется для проверки клапанная колодка ХХ;
- Измеряется напряжение датчика холостого хода. Щупы мультиметра присоединяют: «минус» к двигателю, «плюс» ‒ на снятую колодку.
- Проверяется напряжение на датчике при включенном зажигании. Норма ‒ 12В. Значения ниже говорят о разрядке аккумулятора, значение нулевое ‒ о необходимости проверки цепи до блока управления датчика.
- При условии нормального питания и рабочей цепи, проверяется сопротивление обмотки электродвигателя датчика.
- Проверяется электродвигатель на предмет замыкания обмоток. Замеряется сопротивление на контактных клеммах обмоток. Если контакт есть и есть сопротивление между обмотками, датчик нужно менять.
- В случае, если с электрической частью датчика холостого хода нет вопросов, то проводится проверка механической части.
Порядок выполнения работ при проверке механической части
- Откручиваются крепежные винты датчика в количестве двух штук и он извлекается из корпуса дросселя.
- К датчику подключается контактная колодка.
- Включается зажигание и при этом должно быть зафиксировано движение клапанного механизма вперед.
- Если движения штока нет, контактная колодка снимается с датчика и производится промывка контактов очищающей жидкостью.
- Очищаются остатки масла в дроссельном узле.
- Производится установка датчика на место, предварительно просушив его и проконтролировав зазор между корпусом датчика и конусной иглой.
Вышеперечисленные работы могут быть эффективны, если автомобиль изменился и стал работать по-другому: держать обороты холостого хода, заводиться и работать при не прогретом двигателе или установке рычага переключения скоростей в нейтральное положение. Если изменений не произошло, то проблема гораздо серьезней. Либо повредился шток, либо произошел износ конусной иглы, или обрыв внутреннего корпусного провода. В таких случаях датчик холостого хода необходимо заменить.
Замена датчика холостого хода ВАЗ 2110
Работы по замене датчика проводятся в следующей последовательности:
- Снять минусовую клемму с аккумулятора, тем самым обесточить автомобиль.
- Путем нажатия на пластиковый фиксатор произвести отсоединение контактной колодки от датчика холостого хода, аккуратно, не повредив внутренний корпусной провод.
- Выкрутить крепежные винты, начиная с левого. Доступ к левому винту затруднен, так как винт находится под самым фронтальным краем переднего капота, ниже уровня расположения самого датчика. Доступ к правому болту достаточно легок.
- Прежде чем устанавливать новый датчик, его нужно подготовить к установке, для этого:
- произвести осмотр уплотнительного кольца. Если при осмотре обнаружатся дефекты, выражающиеся в порывах или трещинах, нарушениях целостности, его необходимо заменить.
- провести масляную обработку датчика.
- Установить новый датчик.
- Подключить контактную колодку.
- Закрутить два крепежных болта в соответствующие отверстия.
После замены датчика холостого хода необходимо запустить двигатель в работу кратковременно и выключить зажигание. Эта процедура нужна для настройки системы при помощи электронного реле (коллибровки).
Важные советы при покупке датчика холостого хода для самостоятельной замены, во избежание замены рабочего датчика на рабочий:
- убедиться в надежности и работоспособности разъема, целостности внутреннего провода;
- обратить внимание на состояние заклепок, которые фиксируют сам датчик к крепежному корпусу. При движении автомобиля, в качестве топлива которых используется газ, происходят газовые хлопки. Их действие приводит к расшатыванию заклепок. Появляются зазоры, через которые может иметь место подсос воздуха, меняющий состав топливной смеси и провоцирующий проблемы в работе двигателя;
- обратить внимание на состояние клапана, если имеются повреждения вне зависимости металлический он или пластиковый, покупать не стоит;
- обратить внимание на соответствие датчика параметрам двигателя;
- опасаться подделки, поскольку продукция ‒ датчики холостого хода ‒слабо оборудованы защитными признаками, а продукция большинства производителей их вообще не имеет. Если нужно проверить, то желательно иметь с собой узаконенный оригинальный для сравнения.
Требования для определения подлинности
- осмотр упаковки датчика. Дизайн упаковки должен быть оригинальным с четкими буквами и цветовой гаммой. Буквы должны быть хорошо читаемы, логотип производителя присутствует;
- если пружина штока имеет частую, не фабричную навивку, это подделка;
- провести осмотр заклепок, на подделках они выглядят кнопками;
- осмотреть корпус датчика, чтобы не было повреждений. Крепежные отверстия должны быть подготовлены по фабричным стандартам;
- обратить внимание на комплектацию. Подделки очень часто продаются без уплотнительных колец. Но самым главным признаком подделки является упаковка. Оригинальная упаковка склеивается по точкам, а поддельная по линии склеивания, этим можно отличить подделку.
Из всего вышесказанного ясно, что довольно простой элемент ‒ датчик холостого хода не только для ВАЗ2110, для любой модели ‒ важный элемент, влияющий на работу основного агрегата. В то же время диагностика и работы по обслуживанию не подразумевают наличия сложного технологического оборудования и могут выполняться без привлечения специалистов станции технического обслуживания.
Датчики холостого хода, та продукция, которая переносит длительную эксплуатацию, а при своевременной диагностике и профилактике, срок их эксплуатации увеличивается. Их если меняют, то делают это на автомобилях с большим пробегом.