Что такое генератор и как работает
Генератор – это главный компонент автомобиля, который позволяет ему работать у нас на сайте vaz-2110.ru много статей о ремонте и диагностике этой детали, читайте также рекомендованные статьи будет интересно. Он является сердцем в транспортном средстве, поскольку именно генератор транспортирует электричество по всем точкам транспортного средства, которые нуждаются в электрике. Механическая энергия превращается в электричество. Как и все прочие запчасти машины, генератор на ваз 2110 имеет свою уникальную конструкцию и принцип работы, что позволяет ему правильно выполнять свои функции. Прежде всего, необходимо понять, как работает данное устройство.
Схема его работы выглядит так:
- В замок зажигания водитель вставляет ключ.
- Электричество идёт к проводам возбуждения.
- Якорь создаёт магнитное поле, которое проходит сквозь обмотки статора, и на его выводах создаётся напряжение.
- После того, как вращение якоря набирает достаточно большую частоту, в генераторе происходит самовозбуждение.
- Далее авто выпрямительный блок переделывает переменный ток в постоянный.
- Регулятор напряжения начинает работать в следствии изменения частоты вращения коленвала. При этом осуществляется регулировка количества времени, на протяжении которого провод возбуждения будет активирован.
Функции генератора
Главная задача генератора – обеспечить всё электрозависимое оборудование энергией. Второй, не менее важной функцией является подзарядка аккумуляторной батареи (АКБ). Сама батарея нужна для того, чтобы даже при выключенном двигателе могла поддерживаться работоспособность сигнализации, аудиосистемы, и пр. если бы не генератор, АКБ пришлось бы заряжать постоянно.
Технические параметры
Многие водители пытаются выбрать наилучший вариант для замены старого генератора. Однако лучшим вариантом всегда будет оставаться такая же модель, разве что можно выбрать её улучшенную версию.
На данный момент для ваз 2110 есть три вида генераторов:
- Катек 5102.3771. этот генератор может выдавать мощность до 80 Ампер. Его напряжение в среднем составляет 14 Вольт.
- Катек 94.3701. Это питающее устройство имеет такие же параметры, как и предыдущее. Возможны некоторые небольшие отклонения от заданных значений, однако они не ощутимы.
- Катек на 130 Ампер. Этот генератор более мощный. Он предназначен для тех транспортных средств, на которых помимо стандартных устройств, водители устанавливают дополнительное электрооборудование.
По размерам, генераторы также делятся на обычные и компактные. Они отличаются не только размером, но и самой конструкцией. Разными могут быть такие детали, как кронштейны, якорь, провод возбуждения, приводной шкив, а также количество крепежных болтов. На работу генератора эти различия не сильно влияют, так как в любом случае каждая его составляющая часть продолжает свою работу.
Теперь, можно рассмотреть функции каждой детали отдельно:
- Якорь. Также его называют ротором. Это вращающийся элемент генератора, который за счет расположенной на валу обмотки возбуждения, создаёт магнитное поле. На этом валу также есть контактные кольца. Именно от них провод возбуждения получает питание. Большую роль на этом этапе играет приводной шкив, провода обмотки возбуждения, а также крыльчатка вентилятора, которая может использоваться как одна, так и две.
- Статор. Этот элемент – полностью неподвижный. Он состоит из трёх обмоток, которые в свою очередь создают переменный ток. Соединяются между собой эти обмотки звездой либо треугольником.
- Крепежи. В генераторе есть два крепежных кронштейна: верхний и нижний. В верхнем используется два болта, а в нижнем – один, и только изредка – два. Производители не рекомендуют переделывать кронштейны, поскольку заводской вариант отлично справляются со своей главной функцией – удерживают конструкцию.
- Щёточный узел. Состоит из нескольких графитных щеток, пружины, и щеткодержателя.
- Узел щеткодержателя и провода напряжения. Эта конструкция присутствует в генераторах Катек. Поэтому, когда регулятор выходит из строя, заменять приходится весь узел.
- Выпрямительный блок. Состоит из 6 диодов. Превращает переменный ток в постоянный. Именно эта деталь отвечает за зарядку АКБ, так как постоянный ток необходимый для её работоспособности.
- Ременной привод передачи. Этот привод отвечает за повышение скорости, с которой работает коленчатый вал. В случае, когда шкив имеет небольшой размер, клиновый ремень изнашивается в разы быстрее. Поэтому для шкивов с маленьким диаметром, специалисты рекомендуют использовать поликлиновый привод. В современных генераторах чаще всего встречается именно он.
Какой генератор выбрать для ваз 2110
Генераторы Катек являются универсальным вариантом для установки. Однако выбор генератора на них не заканчивается.
Можно выделить 3 основных варианта генераторов:
- Катет. Универсальный, стандартный генератор. Пользуется большим спросом среди автомобилистов, благодаря надёжности и эффективности. Именно поэтому владельцы ВАЗа зачастую выбирают именно его.
- Китайская продукция. Эти изделия наименее популярны среди владельцев авто. Они не могут сравнится ни с Катек, ни с импортными изделиями. Однако, конечно же есть несколько удачных вариантов даже среди таких генераторов.
- Импортные аналоги. Самыми раскупаемыми являются представители компаний Bosch, Denso, Delphi. Они идеальны во всём: отличное качество сборки, долговечность, и хорошая работа. Стоимость этих генераторов выше чем у любых других производителей, однако их качество того стоит.
Среди импортных генераторов, большой популярностью пользуются устройства Динамо (производятся в Болгарии), БАТЭ (белорусский производитель), а также Eldix (производителем тоже является Болгарская компания). Но, выбирая качественный генератор для своего транспортного средства, в первую очередь следует обращать внимание на такие показатели, как технические характеристики. Учитывать стоит и запас прочности.
А уже в последнюю очередь можно посмотреть на производителя. Конечно же, среди генераторов на ваз 2110, очень высокая конкуренция. Всего к вниманию покупателя предоставляется целых 15 самых разных торговых марок. Лидерами продаж, с большим отрывом от конкурентов, всегда были генераторы «ЗИТ». Однако сейчас, после появления совершенно новых, современных представителей, лидерство этих генераторов уже нельзя назвать таким безоговорочным.
Всё больше популярности забирают иностранные компании по производству генераторов, забирая покупателей у отечественных производителей. Второе место занимают представители Болгарии – Eldix. Всё больше покупателей привлекает ещё один европейский бренд – ISKRA. Цены у всех этих производителей похожи, так что выделить самые дешёвые, либо наиболее дорогие марки нельзя.
Признаки необходимости замены генератора
Генератор – это та деталь, которая не нуждается в постоянном ремонте или замене, так как не поддаётся внешним воздействиям. Однако, всё же, генератор, как и всё прочее, имеет свойство изнашиваться. Об этом может свидетельствовать плохое освещение, исходящее из фар, или плохой прогрев от печки при включенных фарах, и прочее. Ещё одной причиной для смены генератора является то, что он начинает неравномерно подавать ток. Это может проявляться в постоянной смене уровня освещения от фар.
Однако перед тем, как менять устройство, необходимо проверить, точно ли это необходимо. В большинстве случаев, случаются небольшие поломки, при которых можно просто заменить одну из деталей. Это может сэкономить много времени, сил и денег. Замена генератора очень затратная, поэтому многие советуют по возможности её оттягивать, и всячески продлять эксплуатацию генератора. Самым оптимальным решением является использование одного генератора на протяжении 5-7 лет. Конечно же, сейчас производятся такие модели, которых хватает и на десятилетие, однако важно делать замену раньше – по мере необходимости.
Как поставить новый генератор на ваз 2110
Первоначальным этапом является снятие старого генератора. На этом этапе нужно выполнить следующие шаги:
- В первую очередь необходимо заехать на яму. Если её нету, можно поднять переднюю правую часть транспортного средства, и снять первое колесо.
- После установки автомобиля, можно приступать непосредственно к снятию генератора. Для этого нужно снять клеммы с генератора, и отсоединить все провода от генератора.
- Затем необходимо снять защитный резиновый чехол. Очень важно, при обратной сборке не забыть о нём, и установить на место.
- После снятия чехла нужно открутить гайку, отсоединить провода.
- Дальше обратить внимание необходимо на два болта крепления, один из которых находится сверху, а другой – снизу. Их рекомендуется не снимать, а только ослабить.
- Далее нужно задействовать ключ на 10. С его помощью снимается ремень генератора, способом его ослабления.
- Та этом этапе, нижний болт крепления уже необходимо снять полностью. Делается это при использовании ключа на 13. Верхнее крепление, а также натяжную планку тоже следует изъять.
- Теперь само устройство можно снимать.
Установить новый генератор достаточно легко – необходимо просто повторить процесс его изъятия, только в обратном порядке. При этом очень важно внимательно установить обратно все детали, и крепко их закрутить.