В каждом современном автомобиле, и ВАЗ 2110 не исключение, имеется так называемый «прикуриватель». Первоначально прикуриватель выполнял функцию понятную из его названия — с его помощью курящие могли прикурить сигарету. Но сейчас функции, которые выполняет прикуриватель значительно расширились.
Интересно! Впервые патент на изобретение электрической зажигалки был выдан в 1891 году Фридриху Шиндлеру, подданному Германской империи. В его конструкции нагревательно-поджигающий элемент был с не разъемен с источником питания. Спустя тридцать лет Роберт Морис, изобретатель из США, получил патент на изобретение беспроводной электрической зажигалки — в ней нагревательный элемент отсоединялся от источника питания. Эта конструкция была замечена и по достоинству оценена автопроизводителями. В итоге с середины 1920-х годов сначала на американских автомобилях, а потом и на машинах, производившихся в других странах, нормой стало наличие электрической зажигалки — «прикуривателя». Его тогдашняя конструкция не сильно отличалась от современной.
Конструкция прикуривателя ВАЗ 2110
Конструктивно прикуриватель ВАЗ 2110 состоит из двух разъемных частей — гнезда и помещаемого в него патрона.
Гнездо состоит из пяти деталей:
- Цилиндрический корпус;
- Лампа индикации нагрева;
- Световод (из прозрачного пластика);
- Биметаллические контакты держателя;
- Клемма подключения питания.
Патрон включает в себя деталей:
- Корпус (представляет собой цилиндр, меньший по диаметру, чем гнездо);
- Ручка (изготавливается из термостойкого и не проводящего электрический ток пластика);
- Пружина, помогающая извлечению прикуривателя после его нагрева до нужной температуры;
- Лапки из пружинистой стали, фиксирующие патрон в гнезде;
- Нагревательный элемент из металла с высоким сопротивлением (около 1 Ома);
- Термостойкая чашка, в которую помещается нагревательный элемент.
Принцип работы прикуривателя
Принцип работы прикуривателя состоит в следующем:
- в неактивном положении патрон находится в гнезде, при этом цепь нагревательного элемента разомкнута.
- при утоплении ручки прикуривателя, патрон погружается в гнездо и цепь замыкается.
- начинается нагрев термоэлемента.
- при достижении нужной температуры контакты держателя из биметалла расходятся и пружина патрона выбрасывает его из гнезда, разрывая цепь питания.
- патрон достают из гнезда и используют для раскуривания сигареты.
Бесперебойную работу прикуривателя и безопасность электросети автомобиля обеспечивается отдельным предохранителем на 25 ампер. Он располагается в блоке реле и предохранителей, маркируется чаще всего как F18, реже — как F8. В первом случае совместно с прикуриванием обеспечивается работа печки, во втором — лампы освещения под капотом автомобиля.
Важно! Максимальная сила тока, на которую рассчитан прикуриватель не более 15 ампер, напряжение — 12 вольт. Сопротивление предохранителя НЕ ДОЛЖНО быть меньше — оптимально оно должно быть равно 25 ампер.
Для чего необходимо гнездо прикуривателя
Для современных владельцев автомобилей прикуриватель стал очень важной частью приборной панели. И эта его важность никак не связана с курением. Дело в том, что в большинстве автомобилей, в том числе и у ВАЗ 2110, нет розетки. Она просто необходима для полноценного и комфортного передвижения в авто. Именно от гнезда прикуривателя питаются много численные устройства и гаджеты.
Среди них можно упомянуть такие, как:
- зарядные устройства смартфонов,
- блоки питания ноутбуков и их периферии (например принтера),
- мини-телевизоры,
- автомобильные пылесосы,
- электробритвы,
- холодильники,
- кофеварки,
- портативные насосы (для подкачки шин).
Часто у владельцев авто возникает желание запитать от гнезда прикуривателя несколько устройств. Для этого в продаже имеются несколько моделей разветвителей. Но здесь стоит предостеречь от излишнего и неосмотрительного энтузиазма. Применение такого разветвителя сопряжено с риском поломки не только его, но и прикуривателя, включенных к его питанию устройств и самой внутренней проводки автомобиля.
Все производители таких разветвителей в инструкции к ним прямо пишут, что не несут ответственности за сохранность автомобиля. Более того, эти устройства не имеют в своей конструкции часто обычного плавкого предохранителя. И даже когда он там имеется, то его номинальное сопротивление может превышать сопротивление предохранителя самого прикуривателя. В итоге неизбежна перегрузка и выход из строя как прикуривателя, так и электропроводки.
Вывод — разветвители нужно применять с осторожностью и заранее рассчитывать нагрузку на сеть автомобиля от запитываемых от нее устройств.
Диагностика и ремонт прикуривателя на ваз 2110
В случае же выхода из строя прикуривателя необходимо провести его диагностику и ремонт, а часто — полную замену. Конечно, можно обратиться в автосервис, но гораздо проще и дешевле произвести эту небольшую работу своими силами.
Для ремонта прикуривания потребуется небольшой набор инструментов:
- Две отвёртки — с плоским и крестообразным шлицем (на 4-6 мм),
- Небольшой пинцет для работ с мелкими деталями,
- Портативный мультиметр.
Существует три возможных способа разобрать прикуриватель ВАЗ 2110 для последующей диагностики и ремонта:
- Стандартный — он описывается в инструкции к ВАЗ 2110 и является наиболее затратным как по времени, так и по прилагаемым усилиям.
- Улучшенный — более простой, но требующий предварительного вырезания в стенке торпеды монтажного окна (это удобно сделать с помощью дремеля, оснащенного небольшой фрезой). Этот способ плох тем, что придется портить одну из панелей и в первый раз проводить утомительную и длительную разборку.
- Оптимальный — именно этот способ популярен среди всех водителей-профи и авторемонтников.
Суть третьего способа состоит в том, что:
- От отрицательной клеммы автомобильного аккумулятора отключается провод.
- Из гнезда прикуривателя штатно извлекается патрон.
- Используя пинцет и отвёртку с плоским шлицем металлическое гнездо, с отжатым внутри него заусенцем, извлекается из световода.
- После этого извлекается за ободок и сам световод.
Внимание! Вынимать деталь прикуривателя следует с осторожностью, чтобы не повредить провода питания и коммутирующую их колодку.
Сборка прикуривателя, соответственно осуществляется в обратном порядке.
Остались вопросы? Посмотрите видео:
После извлечения нужно провести визуальный осмотр гнезда и патрона на предмет прогара. Если же этого не видно, то для проверки нагревательного элемента используется мультиметр. Им в режиме омметра проверяется сопротивление детали — оно должно быть равно 1 ому.
Если с самим прикуривателем все в порядке, то следует искать поломку в предохранителе или же проводке, идущей от него.
Совет! Так как от одного предохранителя запитан не только прикуриватель, но и часто печка, то включив ее можно легко увидеть — исправен ли предохранитель.