ВАЗ 2110 появился на свет еще в далеком 96-ом году. Первые модели выпускались с 8-ми клапанным карбюраторным двигателем. Далее на смену карбюратору пришел инжектор и даже 16-ти клапанный двигатель, который впервые устанавливался на ВАЗ 2112.
Соответственно с приходом инжекторной системы в автомобиле появилось множество различных электронных датчиков, таких как модуль зажигания.
В данной статье речь пойдет о модули зажигания на ВАЗ 2110-12, а именно о его симптомах неисправности, проверке, стоимости и замене своими руками.
Модуль зажигания
Как было сказано выше «десятка» имеет 4 типа двигателя 16-ти и 8-ми клапанный ДВС, а так же с объемом в 1,5 и 1,6 литра. Отсюда будет следовать и отличия модулей зажигания. В зависимости от установленного двигателя с определенным объемом будет устанавливаться свой модуль зажигания.
Отличия
Главными отличиями модулей будет являться размер и крепежные отверстия. В 1,5 литровом ДВС модуль зажигания имеет большие размеры в отличие от 1,6 литрового двигателя. Стоимость модулей зависит от производителей, но следует отметить, что МЗ от 1,5 литрового двигателя, всегда дороже 1,6 литрового.
16-ти клапанный МЗ
В 16-ти клапанном ДВС модуль зажигания устанавливается на клапанной крышке возле маслоналивной горловины.
8-ми клапанный МЗ
МЗ на 8-ми клапанном моторе устанавливается на передней части блока цилиндров между щупом и сапуном.
Устройство
Модуль зажигания имеет общее строение вне зависимости от объема двигателя. Внутри коммутатора расположились две высоковольтные катушки и электронная схема с множеством ключей.
Катушки предназначены для коммутирования высокого напряжения и подачи его на свечу, для образования надежной искры в камере сгорания двигателя.
Модуль зажигания выдает искру в попарном режиме, то есть каждая из катушек, которая находятся внутри модуля, отвечает за образования искры на двух цилиндрах: первый-четвертый, второй-третий.
Признаки неисправности
По некоторым признакам можно определить, что виновником неправильно работающего ДВС является именно МЗ. Ниже приведен небольшой список симптомов свидетельствующих о выходе из строя МЗ.
Признаки:
- Отказ сразу двух цилиндров, а именно 1-4 или 2-3;
- Повышенный расход топлива;
- Детонация на холостом ходу;
- Двигатель не развивает мощность;
- Трудный запуск на горячий ДВС;
Данные признаки свидетельствуют о неисправностях системе зажигания. Так же эти признаки относятся и к другим возможным поломкам: свечи, провода и даже форсунки, но в первую очередь необходимо обратить внимание на МЗ.
Проверка модуля
После появления признаков похожих на выход из строя модуля зажигания его необходимо проверить, перед тем как покупать новый, так как стоимость его недешевая.
Есть три способа проверки: подмена, визуальный осмотр и мультиметр.
Подмена
Лучший и самый легкий способ проверки МЗ это установка другого заведомо исправного с другого точно такого же автомобиля. После чего станет сразу понятно, в чем дело и виноват ли МЗ в данной проблеме.
Визуальный осмотр
Необходимо осмотреть модуль на предмет сколов трещин и т.п. На нем не должно быть никаких повреждений. На контактной части не должно быть влаги или ржавчины.
Мультиметр
Проверка мультиметром осуществляется на результатах замеров напряжения и сопротивления. Это поможет выявить причину поломки модуля или цепи его управления.
Пошаговая проверка
- Снимаем колодку питания с модуля. На мультиметре выставляем предел измерения постоянного напряжения на 20В. Включаем зажигания на автомобиле и подключаем контакт мультиметра с одной стороны к питающей колодке (именно к разъему 15), а с другой стороны на корпус двигателя. Напряжение между 15 контактом и корпусом двигателя должно быть не менее 11-12В. В противном случае цепь питания МЗ неисправна, либо АКБ разряжен.
- Далее проверяется сопротивление на самом модуле зажигания ВАЗ 2110. Выставляем мультиметр на параметр измерения сопротивления, а именно 200 Ом. Подключаем щупы мультиметра к высоковольтным выводам МЗ: 1-4, 2-3. Сопротивления данных катушек, при исправном МЗ, должно быть в пределах 5 Ом.
- Затем проверяется сопротивления на входе МЗ. Один щуп мультиметра подключается к центральному контакту и замеряется сопротивления сначала на крайнем левом контакте, а затем на крайнем правом. Сопротивление должно быть в диапазоне 5 Ом.
Стоимость и артикул
Ниже в таблице приведена стоимость модуля зажигания ВАЗ 2110 в зависимости от производителя, и объема двигателя ВАЗ.
Объем ДВС | Количество клапанов | Производитель | Артикул | Цена, (рублей) |
1,6 | 8 | АО “СОАТЭ” | 2111-3705010-03 | 905 |
1,5 | 8 | BOSCH | F000ZS0211 | 2600 |
1,5 | 16 | СтарВольт | 2112-3705010 | 1600 |
1,5 | 16 | Омега | 2112-3705010 | 1590 |
Замена
Замена производится довольно просто и без особых усилий. Для замены понадобиться трещотка с удлинителем и с головкой на 10мм.
Процесс замены
- Снимаем минусовую клейму с АКБ, так как работы проводятся с электрооборудованием автомобиля. Это позволит избежать непреднамеренного короткого замыкания в сети автомобиля.
- Снимаем высоковольтные провода от МЗ и питающий разъем.
- Откручиваем гайки крепления МЗ и демонтируем его.
- Установка производится в обратной последовательности.
Обратите внимания на порядок подключения проводов. Не перепутайте их, в противном случае двигатель авто не запустится. Нумерация цилиндров начинается от механизма ГРМ слева направо. Подключайте провода, так как написано на МЗ.
Всё что МЫ знаем о модуле зажигания (МЗ) 2112
После написания поста о применении конденсаторов в цепи питания модуля зажигания встал вопрос от уважаемых подписчиков о надёжности системы, расчётах, думах.
Я собрал информацию о данной детали системы зажигания со всех просторов всемирной паутины и решил разложить логически «по полкам», расставить, так сказать, все точки над «И».Ещё будут врезки собственные, из опыта использования данной детали и сжигания нескольких штук.Да…Да сжигания, так как Я имею автомобиль, а не автомобиль имеет…, но а если БЗДЫК обзовём ЭТО платным обучением.
Собственно к теме…
1. Внешний вид.
2112-3705010.
3.Для чего служит?
Модуль создаёт искру на свечах при помощи высокого напряжения, который генерирует из низкого.Свечи же в свою очередь воспламеняют бензо-воздушную смесь в цилиндрах, причём в строго определённый момент времени.Искра подаётся в цилиндры попарно, методом «холостой искры».Это значит, что искрообразование происходит одновременно в двух «горшках»-в одном на такте сжатия (рабочая искра), во втором на такте выпуска (холостая искра).Именно «холостая» искра на работу двигателя и его характеристики влияния не оказывает.Такой принцип «пшик…пшик и бух» называется попарно-параллельным.
4.Устройство.
Он состоит из двух катушек с замкнутым магнитопроводом (для 1-4 и 2-3 цилиндров) и двухканального коммутатора в едином корпусе, отсюда и название «МОДУЛЬ».
Теперь детально:
О катушках.
От сечения проволоки и качества изоляции (лакировки)в первичной и вторичной обмотках зависит их мощность и надёжность.Некоторые производители используют «тонкую» проволоку или снижают количество витков и как следствие перегорание обмотки, а там и бесконечное сопротивление.От качества изоляции (лакировки) наше пресловутое КЗ. За таким параметром катушек как ВРЕМЯ НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ следит ЭБУ.Как?Да всё просто задано в прошивке.
О двухканальном коммутаторе.
Состоит он виде микрух L497D1 и силовых транзисторов BU931.
Смотрим Datasheet на L497D1-это DC/DC импульсный преобразователь, причём понижающий.Другими словами напряжение на выходе зависит от напряжения на входе.Из характеристик видно, что напряжение на выходе равно от 3,3V до 50V и 1,5A по току, да ещё и 300кГц частотой.А каково напряжение на входе?»Переводчик» нах не нужен-чёрно по белому от 8 до 55V.
Ответ на первую «какаську» получен-МОДУЛЬ МОЖНО ПИТАТЬ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.
Смотрим на вторую составляющую BU931.Datasheet.
Как известно транзистор-это электронный включатель-выключатель, малым током коммутирует высокий.Из Datasheet-а видно напряжение коммутации до 400V и 15A.А вот напряжение «насыщения», когда транзистор открывается начинается от 5V.
Ответ на вторую «какаську»-МОДУЛЬ МОЖНО ПИТАТЬ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.
5.Схемы.
6.Производители.
Отечественные и Китай++.
Импортные-выделю качественные-HUCO, TESLA, BREMI, AT Programm.
7.Чем проверить на работоспособность?
а)мультиметром.
Проверяется только вторичная обмотка на предмет КЗ или на сопротивление.Должно быть около 5,4 кОм.Хотя встречаются так называемые «бодрые» с 3,4 кОм фирмы СОАТЭ.
б)Стендом ЦНТ-СПМЗ-3
Как?
Ответы в моём БЖ.
в)Осциллографом.
Это уже «для гурманов»
8.ТТХ.
За этим обратимся на оф.сайт фирмы скажем СОАТЭ.
Они подходят для моторов «сток» или «около сток».
9.Недостатки.
а)Не ремонтопригоден, хотя под вопросом, но всё же.
б)Применена пайка по алюминию, отсюда его и чертовская ненадёжность.
в)из «Б» вытекает-Боится высоких температур.
г)Не выдерживает работу на «нулевых проводах»
д)Не выдерживает работу на свечах с «нулевым сопротивлением».
Список можно ТРА…ТА…ТА до бесконечности.
Если КТО решил модуль 2112 эксплуатировать достаточно придерживаться нескольких правил.
1. Обязательно перенесите модуль с крышки ГБЦ или подальше от двигателя – он ужасно не любит перегревов.
2. Подходите с особым вниманием к состоянию ВВ проводов так как их пробой приводит к поломке МЗ.
3. Меняйте вовремя свечи и обязательно следите за зазором, нельзя его превышать.
4. Старайтесь на заведенном двигателе не снимать ВВ провода со свечей.
5. Если Вы все таки решили оставить МЗ на старом месте не затягивайте сильно гайки крепления МЗ к крышке ГБЦ или кронштейну – это приводит к деформации алюминиевой пластины модуля о ребро теплоотвода – лопается керамическая плата управления.
6. Не рекомендуется доводить обороты двигателя в зону отсечки, так как обесточивание (кратковременное) МЗ тоже может привести к его выходу из строя.
Проверка катушки зажигания ваз 2112 16 клапанов мультиметром
Часть бензиновых двигателей, что установлены на современных отечественных и импортных автомобилях, оборудованы модулями зажигания, представляющими собой импульсный источник тока высокого напряжения. Случаются ситуации, когда эти устройства выходят из строя, приводя к полной или частичной утрате работоспособности автомобильного мотора. Способы проверить на неисправность модуль зажигания в условиях гаража освещены в этой статье.
Устройство и принцип действия модуля зажигания
Часть автомобилистов старой закалки называют модули двухискровыми катушками, что не лишено смысла. Ведь катушка является предшественником модуля зажигания в технической эволюционной цепи. Модуль представляет собой спаренную конструкцию из двух пар обмоток (первичной и вторичной) и коммутатора, который попеременно переключает низковольтажный ток с одной катушки на другую. В некоторых моделях двухискровых катушек коммутатор конструктивно вынесен за пределы блока.
Управление работой модуля осуществляется из электронного блока, собирающего и анализирующего информацию с различных рабочих узлов двигателя. Блок, в отличие от классической катушки, имеет 4 гнезда для подключения проводов высокого напряжения, идущих на свечи. Импульс возникает парно, сначала на клеммах 1 и 4, затем 2 и 3. То есть каждая из встроенных катушек ответственна за работу двух цилиндров. Искра возникает одновременно, парой.
На входе модуль зажигания имеет разъём с четырьмя клеммами. Обычно у большинства моделей напротив них есть маркировка. На контакты А и В поочерёдно приходят импульсы с датчика Холла, служащие сигналом для переключения коммутатора с одной первичной обмотки на другую. С и D – соответственно масса и питание (12 В).
Возможные причины поломки
Слабым местом катушек зажигания и модулей является вторичная обмотка, генерирующая импульс высокого напряжения. В ней может произойти обрыв витка или пробой.
Приводят к такому явлению следующие факторы:
- использование некачественных или неподходящих по параметрам свечей;
- эксплуатация при неработающих проводах высокого напряжения;
- частые попытки проверить искру.
Высоковольтажный импульс, возникающий во вторичной обмотке, должен быть реализован (израсходован). Если этого не происходит (при нарушении целостности провода высокого напряжения, например), высокоэнергетический электрический импульс ищет выход. Найдёт он его, с большой долей вероятности, в тонкой вторичной обмотке.
Часто неисправность модуля возникает при нарушении целостности некачественной заводской пайки проводов, идущих на элементы коммутатора. Такое происходит от вибрации. Также причиной неработающих катушек может стать банальное нарушение контакта во входящем разъёме. Ещё одним фактором, приводящим к неисправности блока зажигания, зачастую становится влага, попадающая на устройство во время мойки или вождения в нестандартных условиях.
Признаки неисправности
Сразу две встроенных катушки выходят из строя крайне редко, поэтому запустить работу двигателя с неисправным блоком скорее удастся. Однако даже неопытный водитель сразу заподозрит неладное.
Проявится неисправность следующим образом:
- неустойчивый (плавающий) холостой ход;
- двигатель с трудом набирает обороты;
- характерный звук работы мотора (троение);
- рывки при наборе скорости (в движении).
Эксплуатация автомобиля при такой поломке возможна (доехать до гаража или автосервиса), но нежелательна без крайней надобности.
Подобные признаки нестабильной работы двигателя возможны при целом ряде других неисправностей зажигания или подачи топлива. Чтобы дифференцировать возможные поломки, следует определить работоспособность блока зажигания. Нелишним будет проверить и контакты приходящих к устройству проводов, а также их целостность.
Проверка питания модуля
Прежде чем тестировать работоспособность катушек, стоит убедиться, что возможная поломка не вызвана прекратившимся питанием устройства. Для начала нужно попробовать примитивно восстановить контакт, пошевелив несколько раз или разъединив/соединив входящий в разъем блок проводов. Если такая манипуляция не привела к улучшению работы двигателя, для определения качества приходящих импульсов применяется тестер (мультиметр).
Блок проводов вынимается из разъёма. На блоке каждой клемме (А, В, С, D) соответствует гнездо. Тестирование при работающем двигателе производится так.
- Первый контакт тестера в гнездо D, второй на массу. Положение переключателя мультиметра, — 20 вольт. Если питание есть, тестер показывает 12 вольт.
- Первый контакт в гнездо С, второй масса. Переключатель на омметре (20 Ом). В норме показывает меньше 1 Ом, то есть масса в норме.
- Первый контакт в гнездо В, второй масса. Переключатель на 20 вольт. Норма не меньше 0,3 вольт. Если это так, значит, приходит нормальный импульс с датчика Холла на позицию В.
- Контакт А проверяется аналогично предыдущему.
Если такая проверка показала норму, нужно тестировать модуль. Если нет, искать причину в электрической цепи до катушки.
Способы диагностики работоспособности устройства
Самым простым методом, что поможет определить работоспособность катушки, является замена аналогичным исправным устройством. Это возможно, если его есть где взять. Следует учитывать, что модуль должен соответствовать параметрам тестируемого устройства. Если двигатель с исправной катушкой заработал как до поломки, точно неисправен модуль зажигания.
Основный метод тестирования предполагает использование мультиметра. Заключается он в определении сопротивления вторичных обмоток катушек, встроенных в модуль зажигания. Способ прост и дополнительных навыков не требует. Для проведения тестирования устройство можно не снимать. Проверка делается при заглушенном двигателе.
- Из гнёзд модуля вынимаются высоковольтные провода.
- Переключатель тестера устанавливается в положение 20 кОм.
- Стержни мультиметра по очереди помещаются в углубления соответствующих контактных пар (1 и 4, 2 и 3).
- При неповрежденной вторичной обмотке показатели в обоих случаях одинаковы. В норме сопротивление должно быть около 5,4 кОм (в некоторых моделях показатели отличаются, что нужно уточнять). Если сопротивление намного больше, значит, есть обрыв обмотки. Сопротивление гораздо ниже – пробой. Катушка неисправна и восстановлению не подлежит.
Видео: Как проверить вторичную обмотку мультиметром
Когда есть вариант отремонтировать
Если в ходе тестирования обе вторичные обмотки покажут целостность и исправность, причиной неработоспособности катушек может оказаться отрыв пайки проводов коммутатора. Такие повреждения обнаруживаются при снятии задней крышки модуля. При наличии паяльника и умения им пользоваться можно восстановить целостность повреждённых контактов, заодно укрепив остальные. Это, к сожалению, единственная поломка модуля зажигания, которая устраняется.
Тестирование модуля зажигания может осуществляться с помощью простейших приборов своими руками. Ориентируясь на наши советы, вы сможете полноценно проверить как сам модуль, так и прочие элементы механизма, в которых может быть причина поломки. Желаем успеха в этом деле!