Прошлую зиму отъездил с неработающей заслонкой печки, выставлял ее в «горячее» положение вручную, так и ездил. Ну а летом печку почти не включал, поэтому добрался до ее ремонта только сейчас. Сам корпус печки в сборе приходится снимать уже наверно в 4-ый или 5-ый раз — наверно могу сделать это уже с закрытыми глазами. Ну а причину поломки определил еще перед снятием корпуса — открутил микро-моторедуктор и вал заслонки просто рассыпался. Значит нужно только поменять заслонку, моторедуктор к счастью работает.
В общем снял половину корпуса печки с радиатором и заслонкой:
Снял скобы и располовинил его:
Вот так отломилось посадочное место/вал заслонки:
Съездил купил новую заслонку с металлическим валом за 480 руб.
Заодно решил проклеить виброизоляцией моторный щит в районе печки.
Очистил все:
И немного проклеил:
Ну и собрал все обратно:
Восстановление работоспособности заслонки печки у ВАЗ-2112
В холодное время года многие владельцы «Жигулей» заинтересованы в исправном состоянии обогревателя. Однако как поступить и что делать, если не работает заслонка печки ВАЗ-2112? Можно ли исправить сложившуюся ситуацию самостоятельно? В чём может быть причина неисправности автомобильного нагревателя?
Основные причины неработоспособности печки ВАЗ-2112
Перед тем как проводить ремонтные мероприятия, крайне важно побеспокоиться об успешной диагностике. Вот в чём заключаются причины этой проблемы:
- отсутствие возможности регулировки температурного режима;
- печка не поддаётся изменению скорости отопления;
- поломка элементов, которые должны распределять тёплые воздушные потоки по всему автомобильному салону;
- нарушения в температурном датчике, установленном на потолке;
- неисправность контроллера САУО;
- протечка тосола.
Проведение диагностических мероприятий позволит понять, в чём заключается проблема и как её можно успешно устранить.
Как проводится диагностика?
Перед тем как проводить ремонт заслонки, крайне важно произвести диагностику. Какие вложенные задачи нужно выполнить?
Проверка температурного датчика
Для проверки рекомендуется достать концы температурного датчика, расположенные на потолке автомобиля, и подать напряжение 1,2 В. При этом напряжение желательно подавать на клеммы плюса и минуса. Затем настроить контроллер в двух положениях: min (синяя точка), max (красная). При этом вентилятор вращаться не должен.
Проверка исправности контроллера САУО
Для диагностики используют мультиметр, измеряющий напряжение на розовом и коричневом проводах. При этом следует включить зажигание и начать прокручивание ручки температурного датчика. Нужно отметить, что при проблемах с контроллером может не работать заслонка печки. Несмотря на это, рекомендуются произвести дополнительные проверки.
Заслонка системы отопителя
Печка включает в себя 2 заслонки:
- верхнее устройство используют для регулировки забора холодного воздуха;
- нижнее устройство должно контролировать поступление горячего воздушного потока от радиатора отопителя.
Если происходит поломка приводного механизма или заслонки, обогреватель начинает слабо греть. Кроме того, может сильно жарить или не подавать малейшего тепла.
И вот в чём может заключаться неисправность заслонки используемой печки:
- закусывание устройства;
- заклинивание;
- поломка привода;
- перекос устройства;
- заклинивание из-за ржавчины.
Нужно отметить, что металлические заслонки печки могут клинить от ржавчины. При этом пластиковые модели часто перекашиваются из-за горячего воздуха.
Проверка микроредуктора
Для этой диагностики традиционно используют омметр. Вначале рекомендуется установить градусы на минимальном показателе и подождать около 15 секунд, после чего отсоединить разъём контроллера и на запущенном моторе замерить сопротивление между контактами Х1.4, а также Х1.1. При этом заслонка отопителя у ВАЗ-2112 должна показывать 3,2–5 кОм. Если же выявлена поломка микроредуктора, предстоит разборка автомобильной печки.
Проблема: не меняется скорость отопления
Такая неисправность может заключаться в одном из следующих моментов:
- работа печки только в третьем режиме;
- функционирование устройства только в первых двух режимах.
Основная задача — это успешный поиск месторасположения резистора сопротивления. При этом в любом случае ремонт всё-таки необходимо будет осуществить.
Резистор сопротивления
Ещё одна возможная поломка заключается в резисторе сопротивления, причём любая автомобильная печка обладает двумя спиралями сопротивления. Если успешно работают обе спирали, электродвигатель отопительного оборудования будет функционировать на первой скорости. Если же резистор будет работать на первой спирали, становится доступной только вторая скорость. Третья скорость является максимальной и она не предусматривает включение резистора. В связи с этим крайне важно обратить внимание на резистор сопротивления и понять, в чём заключается проблема.
Особенности ремонта
Итак, как нужно проводить ремонт заслонки печки? Прежде всего, нужно разобрать заслонку, а затем поменять её.
Этапы разборки
Зная, где находится заслонка печки на ВАЗ-2112, и внимательно ознакомившись с инструкцией транспортного средства, можно понять, какие этапы следует пройти:
- Имеющаяся жидкость, которая должна использоваться для охлаждения, вначале выливается полностью.
- Отключение автомобильной аккумуляторной батареи с отсоединением клеммы «минус».
- Снятие облицовочных материалов, накладки для ветрового стекла и шумоизоляционной обивки.
- Снятие вентилятора, который установлен внутри печки.
- Отсоединение хомута, который является частью вакуумного шланга.
- Снятие корпуса воздухозаборной конструкции обогревателя. Эти действия отличаются щепетильностью и требуют много времени. Если предварительно снять приборную панель, можно понять, как добраться до заслонки печки ВАЗ-2112 в минимальные сроки.
- На следующем этапе нужно снять все детали, используемые для крепления радиатора.
- После этого отсоединяется задний кожух отопителя.
- Из отопителя вытаскивают радиатор.
- Теперь можно поменять саму деталь. После успешной замены благополучно решается проблема, связанная с тем, что у ВАЗ-2112 заслонка отопителя не работает.
Ремонт привода заслонок отопителя ВАЗ-2112
Первым делом снимаем центральные сопла, передвигаем рукоятку направления потоков воздуха влево до конца (положение — всё в салон) и смотрим, как ведёт себя заслонка.
Включаем зажигание, меняем положение регулятора температуры с «минимум» (синяя точка) на «максимум» (красная точка).
Если при этой проверке аслонка не шевелится, то в большинстве случаев виноват заклинивший микромоторедуктор привода заслонки отопителя.
Бывает ещё разрушение посадочного гнезда заслонки, если она (заслонка) пластиковая. Такую неисправность можно определить на слух — слышно как работает редуктор, но заслонка не меняет положение. А иногда слышны щелчки проворачивания квадратного вала в посадочном гнезде.
Если заслонка не шевелится при такой проверке, то можно для начала попытаться помочь редуктору. Включив зажигание, и переводя рукоятку температуры из одного крайнего положения в другое, подёргайте заслонку рукой. Делать это надо осторожно, и без лишних усилий. Если заработало, то это можно расценить как полумеру, т.к. если уж нашлась причина, по которой заклинило, всё равно в скором времени клинанёт опять. Зато, если «отпустило» и заслонка заработала, становится ясно что нужно искать причину в самом редукторе.
Если чуда не произошло, и заслонка так и не реагирует, то следует проверить питание редуктора и блок его управления.
Проверка системы управления отопителем
Схема управления отопителем
Для проверки, подсоединяем тестер к клеммам х1.2(розовый) и х1.8(коричневый). Включаем зажигание (САУО работает только при включенном зажигании). При переводе рукоятки температуры в крайние положения, на 10-15 секунд должно появиться управляющее напряжение 10В. Также при каждом переводе рукоятки температуры в крайние положения, полярность управляющего напряжения должна меняться. Если напряжение вообще отсутствует, значит неисправен контроллер САУО. Внимание! Ни в коем случае не замыкайте эти контакты и не подавайте на них напряжение (например плюс аккумулятора). Этим вы убьёте выход операционного усилителя САУО, рассчитанного всего на 1А, и попадёте на ремонт или замену блока. Стоит отметить, что блоки старого образца (несколько видов, все с автоматической скоростью, с буквой «А», у рукоятки скорости — четыре или пять положений) между собой взаимозаменяемы, но не взаимозаменяемы с блоком нового образца (без буквы «А», пять положений скорости — «0-1-2-3-4»).
Если отопитель работает только в крайних положениях или вы подозреваете, что редуктор работает, а его вал проворачивается в гнезде заслонки, то следует проверить исправность датчика положения заслонки.
При переводе рукоятки температуры в крайние положения сопротивление между контактами х1.1(зелёный) и х1.4(голубой с пурпурной полосой) должно меняться. Пределы зависят от типа САУО и применяемой с ним модели микроредуктора:
- для нового образца 5 КОм (горячо) — 1.2 КОм (холодно),
- для старого 800 Ом (горячо) — 3.2 КОм (холодно).
Если сопротивление вообще отсутствует или вал редуктора вращается, а сопротивление при этом не меняется, то неисправен датчик положения заслонки. Поменять его можно в сборе с микроредуктором или переставить с редуктора такого же типа.
Если установлено, что контроллер САУО работает и выдаёт микромоторедуктору управляющее напряжение, а заслонка при этом не меняет своего положения, то придется снимать и проверять сам микромоторедуктор.
Крепится он на корпусе отопителя тремя саморезами, и снимать его можно без демонтажа отопителя.
Снятие микромоторедуктора
Снимаем дворники, откручиваем указанные стрелками саморезы, две гайки по бокам, аккуратно выводим пластмассовый зацеп из отверстия в кузове и снимаем жабо.
Для удобства последующих ремонтов имеет смысл слегка усовершенствовать систему подачи жидкости омывателя лобового стекла. Для этого, разрезаем трубку подачи жидкости и вставляем в неё пластиковый соединитель. В данном примере используетсяи кусочек трубочки от баллончика с монтажной пеной.
После снятия жабо, открывается доступ к микромоторедуктору.
Установлен он слева от вакуумного усилителя тормозов и поэтому для того, чтобы открутить 3 самореза его крепления, следует использовать или очень короткую. или же очень длинную отвертку.
Как только моторедуктор будет снят и его вал выйдет из гнезда заслонки, сама заслонка упадёт в положение «холодно».
Разборка микромоторедуктора
Итак, микромоторедуктор снят.
При помощи тонкой отвертки, аккуратно освобождаем зацепы корпуса, и располовиниваем корпус микромоторедуктора.
Вынимаем из корпуса моторчик.
Вставляем в разъём моторчика провода с питанием от САУО и проверяем, крутится ли он вообще.
Если моторчик не крутится, то правильнее будет заменить его на новый. Но, мы попробуем его реанимировать.
Отметьте положение крышки моторчика относительно его корпуса. Это делается для того, чтобы случайно не поменять полярность при сборке.
Аккуратно отгибаем опрессованный в двух местах бортик и снимаем крышку с моторчика. Разбираем моторчик.
Проверяем состояние коллектора и щеток моторчика, а также состояние подшипника в корпусе.
- Если моторчик не работал, то пытаемся найти и устранить причину. Или же, заменяем его новым.
- Если работал, то смазываем подшипники силиконовой смазкой.
- Проверяем состояние шестеренок редуктора.
- Одной из причин поломки редуктора при исправном моторчике является срез зубьев шестерни редуктора.
- Опять же, правильным будет замена либо шестерни, либо всего редуктора. Но, мы и это попробуем восстановить.
Ремонт шестерни микромоторедуктора
Для этого нам понадобится обычная чайная сода и суперклей.
Очищаем и обязательно обезжириваем обрабатываемый участок.
Посыпаем его содой.
Затем, наносим на соду немного суперклея. Имейте ввиду, что смесь застывает мгновенно. Главное не промазать и не налить клея мимо, например в другие зубцы.
Берем надфиль или очень тонкий напильник и выпиливаем новый зубчик на шестеренке. Дело это довольно тонкое и кропотливое.
Доводим до идеала, чтоб шестерни прокручивались свободно, без заеданий.
Той же силиконовой смазкой смазываем все валы и шестерёнки редуктора. Собираем и опрессовываем моторчик, соблюдая нанесённые метки.
Подключаем к редуктору разъёмы и проверяем его работу.
Если все работает исправно, то собираем все в обратном порядке.