Захотелось изменить климат в машине на более жаркий. После того как внедрил 6 дыр термостат — думал что у меня самая теплая машина, пока не сел однажды в Гранту к знакомому… ммммм… Вот где африка!, при том что авто стояла на холостых оборотах, а из печки валил жар! Рассмотрев схему СО Гранты удивился принципу циркуляции ОЖ: «Все в печку и ни капли мимо!»
Чтобы стало понятно о чем идет речь, нарисовал простую, грубую схемку:
И тут как раз на любимом сайте Доработки и тюнинг ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 вышла статья «Установка термостата Гранты на ВАЗ 2110, 2112». По ней и начал свое внедрение. Первый термостат который дали в магазине спокойно «продувался ртом», попросил другой, заведомо, исправный. Напросился к jonjonni в теплый гараж и началось:
СО решил ставить по этой схеме
Обкатав побережье Крыма от Керчи до Севастополя и пройдя в летнем автопутешествии 8 с половиной тыс км, я остался доволен. Температура на трассе держалась 85-87. На серпантинах, где в основном использовал 1 и 2 скорости, температура держалась 92-99. БК настроен на включение вентилятора в 95 градусов, легко остужал двигатель… За всю поездку и за все лето, выше 99 гр я цифры на БК не видал. Антифриз не добавлял ниразу, шланги не полопались, печка давление выдержала.
Вердикт: В летний период Грантотермос тоже показал себя отлично.
Пришла очередная зима. Максимальная температура опять опустилась до 80 – 84 гр, НО в салоне по прежнему тепло. Напомню: открытие у моего элемента 82 гр. В принципе меня все устраивало, но все чаще и чаще меня посещала мысль о недогреве двигателя. В инете пишут, что при таких градусах у авто появляется зверский аппетит. Честно говоря зверского аппетита я не почувствовал, но надумал все таки поменять термоэлемент на более позднее открытие.
Как установить термостат от автомобиля Лада Гранта на ВАЗ-2110
Автомобили ВАЗ разных моделей, отличаются принципом работы многих систем. Есть отличие в системе охлаждения двигателя и обогрева салона.
Будет описано основное различие систем прогрева двигателей двух моделей, а также лучшие термостаты, которые можно использовать для замены.
Различия системы охлаждения
Перед тем как осуществить замену термостата, необходимо знать разницу, между системой охлаждения Гранты и ВАЗ-2110. Именно по причине большой разницы, владельцы испытывают трудности при эксплуатации штатного терморегулятора ВАЗ-2110.
ВАЗ-2110
На 2110 частой проблемой является подтекание охлаждающей жидкости через соединения патрубков. Причина заключается в избыточном давлении антифриза при работе двигателя на различных режимах.
Производители спроектировали систему прогрева на малом круге без учета радиатора отопителя. Его соединили в систему параллельно, через патрубок водяного насоса. Для обеспечения нужного давления применили сужение части байпасного канала перед перепускным клапаном.
Во время прогрева силового агрегата, антифриз движется по магистралям охлаждения двигателя через насос, и только потом в радиатор отопления салона. Термостат при помощи перепускного клапана регулирует подачу жидкости в «печку». Этот клапан открывается по мере увеличения температуры и при повышении оборотов двигателя, так как давление в системе начинает расти.
Таким образом, система с параллельным подключением отопления салона термостата ВАЗ-2110 не является эффективной. Ее минусы в следующем:
- Долгий процесс прогрева салона.
- Зависимость прогрева от оборотов двигателя.
- Уязвимость сочленений перед высоким давлением антифриза.
- Закипание тосола в расширительном баке или в радиаторе. Закипание происходит не от перегрева, а от разницы давления, после открытия циркуляции на большой круг.
Даже замена термостатов с пятью и шестью отводами для разделения циркуляции не помогает устранить главную проблему — плохое отопление. Сужение байпасного канала, которое было сделано для увеличения скорости циркуляции в радиаторе отопления, повлияло на изменение давления на различных скоростях движения.
Автомобили ВАЗ-2110 с 16 клапанным силовым агрегатом оснащали радиатором отопления с большим внутренним объемом, чем, например, у моделей 2109. Это тоже весомая причина, так как нестабильное давление и параллельное подключение не помогло уровнять температуру салона и мотора.
Лада Гранта
Тут вся система намного эффективнее. Во время прогрева, антифриз заполняет силовой агрегат и радиатор отопления равномерно. Это происходит по причине последовательного соединения радиатора отопления в систему первичного прогрева. Теперь отсутствует разность давлений, водяной насос не влияет на количество антифриза в радиаторе «печки». Двигать и салон прогреваются одинаково равномерно. Не стала проблемой и конструкция радиатора. Антифриз полностью заполняет весь объем, без создания воздушных пробок и закипания.
Преимущества последовательного подключения:
- Салон автомобиля начинает получать теплый воздух после достижения температурного порога 55–60 градусов.
- Нет проблем с разгерметизацией соединений.
- Отсутствует перегрев на холостых оборотах (в этом помогает дополнительный вентилятор).
- Силовой агрегат прогревается намного быстрее.
- В зависимости от используемого термостата, рабочая температура всегда поддерживается на уровне 80–90 градусов.
Плюсов у системы охлаждения по принципу Лады Гранта больше. Замена поможет быстрее и эффективнее прогревать салон и силовой агрегат в районах с очень низкими температурами в зимнее время. Далее будет описана установка термостата от Гранты на ВАЗ-2110.
Замена
Перед тем как начать замену термостата, необходимо приобрести нужные расходные материалы. Для работы понадобится:
- Терморегулятор от Лада Гранта. В комплекте должна быть прокладка. Модели с пластиковым корпусом не подойдут для замены.
- Патрубок для соединения с нижней «ванной» радиатора, также от Гранты.
- Стальные шпильки «М8», длинной не менее 9 см. При возможности, лучше приобрести крепления из нержавеющей стали.
- Стальная шайба. Необходима для установки под температурный датчик.
- Соединительные хомуты.
- Металлический тройник.
- Герметизирующее средства на основе силикона с температурным порогом не менее 300 градусов.
Далее пошаговый процесс замены термостата от Гранты.
- Дать силовому агрегату остыть.
- Слить часть антифриза в емкость.
- Со штатного терморегулятора демонтировать все дренажные патрубки. Места соединений патрубков стоит проверить на трещины. Внутри патрубки нужно очистить от грязи и окислений.
- Выкрутить крепежные шпильки. Перед демонтажем необходимо очистить место, где шпилька входит в блок. Алюминий часто окисляет металл. Шпилька может сломаться при выкручивании.
- Посадочное место очистить от старой прокладки и герметика. Чистить лучше деревянной рейкой, чтобы не деформировать место стыка.
- Вкрутить заготовленные шпильки. Очень важно смазать резьбу солидолом. Так крепеж не окислится в контакте с алюминием. Установить прокладку на место. Заводская прокладка не нуждается в смазывании герметизирующим средством.
- Установить на место новый регулятор циркуляции.
- Установить патрубок от нижней «ванны» радиатора к дренажу двигателя.
- Патрубок от дроссельной заслонки заглушить. Для этого используются два стальных хомута и болт «М10».
- Провести монтаж всех патрубков. При монтаже патрубок отопления укоротить на 5 сантиметров и закрепить. Необрезанный шланг будет выпирать, его будет сложно установить, а после закрепить.
- Сливы с системы отопления и расширительного бака соединить через тройник.
- Установить на место температурный датчик.
- Залить недостающее количество антифриза в систему.
- Запустить силовой агрегат.
Очень важно все соединения промазать герметиком. Это предотвратит разгерметизацию, защитит внутреннюю поверхность патрубков и отводов термостата.
Для ВАЗ-2110 лучшим выбором станет термостат с температурным порогом срабатывания 92 градуса. Такой регулятор будет эффективнее прогревать салон автомобиля. При установке стоит внимательно выбирать антифриз под подобный термоэлемент.
Лучшие модели
Далее будет дан список наиболее подходящих по цене и качеству термостатов для автомобиля Лада Гранта.
HQ-mech
Компания специализируется на производстве и перепродаже запасных частей, в том числе и для автомобилей ВАЗ. Терморегуляторы HQ-mech для Лада Гранта маркируются артикулом HQ-2190-1306010. Клапан устройства производится из нержавеющей стали, имеет дополнительное напыление антикоррозийным покрытием. Термостаты под артикулом HQ-2190-1306010 имеют порог открытия 85 градусов. Подойдут для эксплуатации автомобиля при температуре до −20 градусов.
Преимущества:
- Низкая цена;
- Высокое качество сборки;
- Использование антикоррозийных покрытий и материалов.
Термостаты этого бренда отлично зарекомендовали себя у отечественных автолюбителей.
LUZAR
Термостаты этого бренда выпускаются с порогом открытия 85 градусов. Отдельные модели ЛУЗАР идут под маркировкой «зимний», их порог срабатывания до 92 градусов. Такая модель отлично подходит для эксплуатации при −20 и ниже. Бренд давно зарекомендовал себя, как производитель качественных автомобильных запасных частей.
Преимущества:
- Средняя цена;
- Качество сборки;
- Низкая погрешность срабатывания.
- Долгий срок службы.
При покупке стоит внимательно отнестись к маркировке температуры открытия.
PEKAR
ПЕКАР отлично подходят для эксплуатации на Лада Гранта.
Имеют температурный порог открытия 87 градусов, с очень низкой погрешностью срабатывания. Клапанная чаша изготовлена из нержавеющей стали, трубка термоэлемента из очищенной меди. Компания довольно давно на рынке России и СНГ.
Из преимуществ:
- Средняя цена.
- Отличная сборка.
- Долгий срок службы.
- Низкая погрешность.
Термостат этого бренда отлично подойдет для эксплуатации при низких температурах.
Заключение
Многие автовладельцы меняют термостаты на автомобиль ВАЗ-2110 по причине плохого прогрева салона. Такая замена также решает проблему с разгерметизацией соединений, выравниванием давления системы охлаждения. То, что не смог спроектировать завод, можно устранить в течение часа, пользуясь представленной инструкцией.
Видео по теме
Установка термостата Гранты на ВАЗ 2110
Отличия системы охлаждения Гранты от ВАЗ 2110, Приора
Печка Гранты подключена последовательно, а не параллельно (как в случае с 5-6 дырочным термостатом). Таким образом, производительность печки Гранты не зависит от оборотов помпы. Кроме этого не будет прогревать тосол в расширительном бачке (подключен через тройник вместе с выходом печки к обратной трубе), и не греем тосол в радиаторе, т.к. верхний патрубок радиатора перекрыт (на радиатор идет с обратной трубы через нижний патрубок).
Потребуется купить
- Термостат Лада Гранта (каталожный номер: 21900-1306010-00), цена 640р.
- Прокладка под термостат (как и штатная), цена 8р.
- Нижний патрубок радиатора Лада Гранта (в комплекте 1 самозатягивающийся хомут), цена 440р.
- Шпильки М8 длиной примерно 85мм, цена 20р.
- Шайба под датчик температуры.
- Герметик ABRO, хомуты.
- Тосол.
Замена термостата
Разобрать впуск воздуха, отсоединить датчики и слить антифриз. Затем:
- Снять шланги, открутив хомуты (про дроссельный узел не забываем).
- Открутить болты крепления термостата (см. замена термостата).
- Снять шпильки и нижний патрубок.
- Установить новый патрубок, затянуть хомут.
- Заглушить шланг, идущий с дроссельной заслонки, используя болт М10, затягиваем хомутом.
- Ввернуть новые шпильки термостата.
- Закрепить термостат Гранты.
- Подключить шланги. Шланг с печки подрезать по месту (примерно на 5 см). Устанавливаем на место датчик температуры.
Далее сборка в обратной последовательности (подключить провода, собрать воздушный патрубок, фильтр и т.д.).
Старый термостат и патрубки должны остаться:
Получается, что вход печки подключен к термостату, а слив с печки в саксофон. Обогрев дросселя не подключили (на саксофоне поставили заглушку). Если нужен, то на дроссель можно подключить пароотводящий шланг с радиатора печки и в расширитель. Слив с основного радиатора с термостатом Гранты подключается напрямую к саксофону, а не как раньше к термостату.
Осталось залить новый тосол в систему охлаждения и завести двигатель. Во время прогревания следим за температурой тосола и герметичностью всех соединений.
Схемы подключения термостата Гранты на ВАЗ
Какая схема подключения СОД лучше определяем по опросу в конце статьи.
Заключение
После такой доработки системы охлаждения двигателя замечено:
- более быстрый прогрев двигателя, особенно в движении.
- в салоне стало заметно теплее
- более стабильный температурный режим в разных режимах работы (во время пробок, использования печки, зимой на трассе и в городе).
По наблюдениям можно сказать, что печка начинает дуть теплым воздухом уже при 55 градусах охлаждающей жидкости, а при температуре 70 градусов из печки уже идет горячий воздух (не только во время движения, но и на холостом ходу) . Во время движения температура двигателя держится в пределах 85-90 градусов. В пробках двигатель не перегревается, а температура колеблется от 95 до 105 градусов, вентилятор радиатора системы охлаждения включается.