Шина — это ключевая часть автомобильной резины, обеспечивающая контакт автомобиля с дорогой. Шины позволяют безопасно и комфортно передвигаться при любой погоде. Однако во время дальней дороги может произойти любая непредвиденная ситуация, например такая, как прокол шины.
Риск прокола шины на дороге существует из-за различных факторов и ситуаций. Случайно появившийся на трассе гвоздь, разбитое стекло после аварии, камни и другие острые предметы могут проникнуть в оболочку шины и вызвать прокол.
При проезде через большие ямы, выбоины и неровности дороги, шина может подвергаться усиленным нагрузкам, что со временем приведет к повреждению. Особенно повышается риск прокола в случае, если протектор изношен до критического уровня, резина становится тонкой и может порваться от любой нештатной ситуации.
Отдельного внимания заслуживает уровень давления в шинах. Если давления недостаточно, то покрышка подвергается излишнему нагреву и износу, что повышает вероятность повреждения.
Чтобы уменьшить риск прокола, следует регулярно проверять состояние своих шин, следить за давлением и износом, избегать езды по поврежденным или загрязненным дорогам, и при необходимости своевременно менять изношенные или поврежденные шины.
Что бы понять, почему шина может быть повреждена, стоит разобраться в ее строении. Рассмотрим подробнее конструкцию покрышки.
- Протектор. Это внешний слой шины, который контактирует с дорожным покрытием. Протектор имеет рисунок протектора, который обеспечивает сцепление с дорогой, эффективное сцепление на разных поверхностях и отвод воды во время дождя.
- Каркас. Каркас представляет собой армированную часть шины, обычно изготовленную из текстильных или стальных кордов. Они обеспечивают прочность и стабильность формы шины, поддерживая внутреннее давление.
- Внутренний слой (гермослой). Этот слой находится внутри шины и обеспечивает герметичность и поддерживает давление воздуха.
- Пневматический слой. Это внутреннее пространство, заполненное сжатым воздухом. Он поддерживает автомобиль и обеспечивает комфорт при движении.
Самый уязвимый к проколу слой шины — это протектор. Именно в протектор попадают гвозди, острые камни и другие посторонние предметы. Порой, прокол может быть настолько незначительным, что не определяется визуально, а колесо спускает медленно и водитель, особенно неопытный, не сразу замечает проблему.
Боковины и другие части шины также могут быть подвержены повреждениям, особенно в случаях сильных ударов о бордюры, выбоины или другие препятствия. Однако, при нормальной езде, протектор обычно наиболее подвержен проколам.
Что делать если произошёл прокол шины?
Любая нештатная ситуация с автомобилем, особенно прокол шины может стать большой проблемой для водителя, поэтому, чтобы минимизировать свои расходы и сберечь нервы, стоит заранее быть готовым к разным случаям.
Если у вас произошел прокол шины, важно принять соответствующие меры:
- Не паниковать. Постарайтесь остаться спокойным, чтобы принять необходимые меры без лишнего стресса.
- Не тормозить резко. Признаки прокола могут быть не сразу заметны. Отсутствие резкого торможения поможет вам лучше контролировать автомобиль.
- Сбросьте скорость. Постепенно сбавьте скорость и начните искать безопасное место для остановки.
- Выставьте предупредительный знак. Если это безопасно, поставьте предупредительный треугольник для информирования других водителей о проблеме.
- Проверьте шину. Осмотрите шину, чтобы определить, возможно ли ремонтировать её на месте или требуется замена колеса.
- При необходимости вызовите помощь. Если вы не можете самостоятельно решить проблему, например, у вас отсутствует запаска, необходимые инструменты или вы не умеет менять колеса, то лучше всего вызовите эвакуатор или выездной шиномонтаж.
Если шина имеет большие разрывы, разрезы или порванные участки в протекторе, боковинах или других частях, она не подлежит ремонты и необходимо купить новую шину.
Как поменять колесо?
Если шина пробита и дальнейшее движение невозможно, то, как уже говорилось выше, следует поставить вместо поврежденного колеса запасное. Как правильно это сделать, рассмотрим подробнее. Менять колесо самостоятельно — это важный навык для водителя и он вам точно пригодится в дальнейшем.
Поднять автомобиль
Используйте домкрат, чтобы поднять автомобиль. Домкрат должен быть установлен под подходящим местом, обычно это ребро жесткости кузова автомобиля, если найти такой элемент нет возможности, то домкрат может быть установлен под под раму или рычаг колеса. Домкрат должен опираться только на твердую поверхность, не устанавливайте его на песке или другом сыпучем грунте, так как он может не только уйти в грунт от веса автомобиля, но и сместиться в сторону, что чревато повреждением машины и опасностью для человека. На спущенном колесе можно проехать небольшое расстояние при низкой скорости, чтобы разместить автомобиль на подходящей площадке. Поднимайте автомобиль осторожно и равномерно.
Снимите колесо
Используйте баллонный ключ, чтобы ослабить гайки на колесе и снимите поврежденное колесо.
Установите запасное колесо
Установите запасное колесо на болты и затяните гайки вручную, чтобы они держали колесо на месте.
Опустите автомобиль
Осторожно опустите автомобиль на землю с помощью домкрата.
Затяните гайки
Используйте ключ для гаек, чтобы затянуть гайки как можно сильнее, но не перекручивайте их. Звездообразная последовательность затяжки гаек может помочь равномерно распределить давление.
Проверьте давление в запасном колесе
Удостоверьтесь, что давление в запасном колесе соответствует рекомендуемому уровню для вашего автомобиля.
Положите проколотое колесо в багажник
Не забудьте положить проколотое колесо, инструменты и домкрат обратно в багажник.
После замены колеса, рекомендуется как можно скорее посетить шиномонтаж для ремонта или замены проколотой шины.