Самостоятельное обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ – распространенное явление для многих владельцев машин. Периодический выход из строя некоторых деталей системы отопления встречается на «десяточном» семействе часто. Наиболее частая проблема – поломка реостата отопителя. В статье разберем, где находится этот элемент, и каким образом произвести его замену.
Реостат отопителя (резистор) отвечает за изменение скорости воздушного горячего потока через ручное управление в салоне автомобиля. При выходе из строя этой детали вентилятор отопителя работает только в крайнем 4-ом положении. Постоянная работа электромоторчика на повышенной скорости приводит к неудобству использования печки и быстрому износу вентилятора.
Местоположение резистора печки на ВАЗ 2110-2112
Для самостоятельной замены сгоревшего резистора достаточно знать, где находится деталь, а также иметь под рукой минимальный набор инструментов. В независимости от того, какого года автомобиль, расположение реостата остается неизменным – в подкапотном пространстве, около вентилятора печки. При визуальном осмотре данный блок сопротивления не увидеть, т.к. он скрыт пластиковой накладкой («жабо»).
Для точного понимания того, где расположена деталь, приведем фото.
Причины поломки реостата
Несмотря на простоту конструкции системы отопления в автомобилях «десяточного» семейства ВАЗ, неисправности резистора возникают часто. Рассмотрим несколько основных причин поломки этой детали:
- короткое замыкание в цепи (точнее, низкое сопротивление обмоток в двигателе вентилятора);
- тугой ход крыльчатки печки, вызванный загрязнением и отсутствием смазки на механизмах. Подклинивание печки и вызывает перегорание резистора;
- постоянная работа печки на первом положении. Периодически стоит запускать отопитель на высоких скоростях.
Также причина неисправности резистора может крыться в низком качестве изготовления детали. Достаточно установить заводской вариант, и проблема уйдет.
В качестве рекомендации отметим, что для нормальной работы системы отопления необходимо периодически обслуживать печку, менять салонный фильтр и не допускать попадания грязи и сухих листьев в печку.
Замена неисправного блока сопротивления
Т.к. кроме конструкции кузова отличий в механизмах и основных агрегатов между ВАЗ 2110, 2111 и 2112 нет, инструкция по замене реостата печки универсальна. Самостоятельно отремонтировать неполадку с работой печки можно при наличии пары отверток и нескольких накидных ключей.
Пошагово процесс по замене реостата выглядит так:
- Откройте капот и открутите дворники.
- Далее снимите пластиковую накладку под лобовым стеклом («жабо»).
- Снимите фишку с проводами с реостата и достаньте его с посадочного места.
Важно! Перед началом работ следует убедиться, что причина проблемы кроется именно в резисторе. Проверка проводится легко: доберитесь до детали и подключите мультиметр к проводам питания, после чего включите зажигание. Еще один признак неполадки – работа печки только на 4-ом положении.
Также в качестве рекомендации отметим, что в момент разбора пластиковой накладки можно провести очистку полости печки. При езде в осенний период в печку часто попадают сухие листья и грязь, что затрудняет вращение вентилятора.
Советы по эксплуатации печки
За несколько лет выпуска автомобилей «десяточного» семейства ВАЗ инженеры не предусмотрели возможность доработки реостата. Конструкция с этой деталью не позволяет на 100% быть уверенным в надежности отопителя. Также стоит отметить не самое удобное расположение детали.
Для обеспечения долгой работы резистора рекомендуем соблюдать следующие рекомендации:
- используйте печку в разных положениях и не допускайте долгой работы в одном режиме;
- при наличии посторонних шумов, скрипов и свистов со стороны вентилятора рекомендуется остановить его работу до устранения причины шума.
Т.к. цена этой детали невелика, а выходит из строя она часто – рекомендуем возить с собой запасной вариант на случай поломки. Также отметим, что при отсутствии запасной детали работу неисправного элемента отопления можно восстановить путем перепайки контактов. Этот способ является временным, поэтому наличие инструкции по замене будет не лишним.
В остальном, конструкция отопителя в «десяточном» семействе ВАЗ несложная, поэтому выходит из строя она редко. Слабым звеном в этой конструкции является реостат, но понимание способа его замены позволяет не задумываться о возможной поломке.