Их применение в двигателе позволяет не производить систематическую настройку тепловых зазоров.
Конструкция гидрокомпенсатора состоит из корпуса в форме цилиндра и плунжера, включающего втулку, шариковый клапан и пружину.
Принцип его работы следующий. Когда кулачок поворачивается тупой стороной к толкателю, между ними возникает зазор. В это время подпружиненный плунжер поднимается вверх, перекрывая его, а масло через канал, с шариковым клапаном поступает в полость плунжера.
Поворачиваясь другой стороной, кулачок нажимает на толкатель, направляя его вниз. Клапан при этом закрывается шариком. Таким образом плунжер передает усилие кулачка непосредственно на клапан.
Неисправности гидрокомпенсаторов
Основным показателем выхода гидрокомпенсаторов из строя является их характерный стук. Именно он сигнализирует о том, что пришло время для замены.
Причин этому может быть несколько:
- отработанный ресурс;
- преждевременный износ плунжерной пары вследствие попадания внутрь устройства продуктов износа;
- засорение каналов подачи масла.
Если гидротолкатели пришли в негодность, отработав положенный срок, значит, автовладелец уделил максимум внимания двигателю.
Но два других случая – это следствие использования некачественного, несоответствующего масла, его несвоевременной замены, неисправностей масляного насоса или других элементов системы смазки.
Гидрокомпенсатор будет работать идеально, лишь, когда его внутреннее пространство будет полностью заполнено маслом. В противном случае динамические нагрузки постепенно его разрушат и они начинают стучать.
Замена гидрокомпенсаторов своими руками
Сам по себе процесс замены гидрокомпенсаторов несложен, однако для его реализации придется хорошенько потрудиться, ведь он подразумевает демонтаж клапанной крышки и распредвалов.
Порядок выполнения работ следующий
- Машину ставим на ровной поверхности, фиксируем при помощи стояночного тормоза.
- Поднимаем капот авто, отключаем минусовую клемму.
- Снимаем защитную крышку двигателя.
- Демонтируем ресивер. Впускные отверстия затыкаем чистой ветошью для предотвращения попадания внутрь посторонних предметов и грязи.
- Демонтируем модуль зажигания и шланг вентиляции картера.
- Откручиваем болт фиксации кронштейна проводов питания форсунок.
- Откручиваем 15 болтов крепления клапанной крышки ГБЦ и демонтируем ее.
- Сняв крышку, проверяем состояние гидрокомпенсаторов, надавливая на них сверху отверткой. Исправный гидротолкатель должен сжиматься с большим усилием. Если для его сжатия значительных усилий не нужно – компенсатор неисправен.
- С обоих распределительных валов снимаем приводные шестерни.
- Отключаем разъем датчика давления масла.
- Откручиваем 20 болтов, крепящих корпус подшипников.
- Откручиваем гайки, фиксирующие кронштейн задней опоры валов.
- Демонтируем его вместе с корпусом подшипников вместе с направляющими свечей зажигания.
- Вынимаем оба распредвала (обратно выставляем их по меткам)
- Чтобы извлечь гидрокомпенсаторы из гнезд, используем магнит.
- Извлекаем старые гидротолкатели. На их место устанавливаем новые.
- Монтаж производим в обратном порядке, не забываем выставить метки распредвалов.
- Избавляемся от остатков герметика в местах соединения с ГБЦ. Учитываем натяжку болтов крепления головки.
- Перед сборкой на все стыки головки нанести специальный герметик Локтайт.
Итог работы
Завершив монтажные работы, проверяем работу двигателя. Сразу после запуска мотор может работать, издавая посторонние звуки в виде клацанья или постукивания. Они свидетельствуют о том, что гидрокомпенсаторы нужно прокачать, т.е. заполнить маслом, выгнав воздух.
Для осуществления этой процедуры запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при оборотах 2500 об/мин. После этого перейдите на холостой ход, и подождите секунд 30. Далее заглушите мотор и подождите минуту.
При следующем запуске снова прислушайтесь. Если звук не исчез, повторите процедуру. Обычно после 3-5 таких прокачиваний посторонние звуки исчезают.