В отличие от предыдущих моделей Жигулей десятка оснащена передовой инжекторной системой подачи топлива. На помощь механике пришла умная электроника. Благодаря рациональному впрыску снизился расход горючего, увеличилась мощность двигателя, снизился расход горючего, выхлопные газы стали экологически чище.
Слаженная работа такой электронной системы основывается на правильном взаимодействии множества датчиков:
- ДПКВ (датчик положения коленчатого вала).
- ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки).
- ДПРВ (датчик положения распределительного вала).
- ДД (датчик детонации).
- ДМРВ (датчик массового расхода топлива).
- РХХ (регулятор холостого хода).
Нарушение функционирования даже одного из этих устройств, приводит к нарушениям в работе двигателя автомобиля, к преждевременному износу деталей и перерасходу топлива. Поэтому ответственным автолюбителям необходимо первичное представление о функционировании электронных датчиков и диагностике их поломок.
В устройстве любого инжекторного автомобиля, в том числе и ВАЗ 2110 дроссельная заслонка служит для создания горючей смеси с оптимальным соотношением бензина и воздуха для необходимого режима работы двигателя в определённый момент. Датчик отвечает за количество подаваемого в камеру сгорания топлива, в зависимости от положения дроссельной заслонки. Его устройство соответствует принципу работы резистора переменного сопротивления.
Основные части – два неподвижных контакта: плюс и масса. Между ними по особому резистивному слою перемещается третий элемент ползунок контролёр, с него снимается необходимое напряжение для управления впрыском горючего. Подвижный элемент датчика напрямую связан с осью поворота заслонки. Её вращение посредством педали газа через систему тяг и тросов вызывает перемещение ползунка в датчике, а следственно изменение сопротивления и напряжения на блоке управления инжектором. Топлива впрыскивается больше или меньше синхронно с положением заслонки, а значит с количеством подаваемого воздуха.
Существуют так называемые датчики Холла. Они не имеют подвижных частей, а работают, используя переменное электромагнитное поле. Базовой моделью на новых автомобилях ВАЗ 2110 датчика дроссельной заслонки являются всё-таки образцы с контактным подвижным элементом. Хотя надёжными считаются оба вида приборов, но чаще выходят из строя образцы электромеханического типа.
Признаки неисправности
Нарушение синхронности работы всей системы дроссельного узла и двигателя в целом происходит даже при самых незначительных нарушениях в работе датчика дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2110. Признаки неисправности порою сложно определить потому, что не существует симптомов, стопроцентно относящихся именно к поломке этой детали.
Сбои в работе, причину которых можно отнести предположительно и к дроссельному датчику, следующие:
- Двигатель глохнет при смене скоростей.
- Падение мощности при резком нажатии на педаль газа.
- Рывки при интенсивном наборе оборотов.
- Изменение показателей в режиме холостого хода.
Даже полная поломка этого прибора не приведёт к глобальным последствиям. Его функции частично восполнит другой элемент системы датчик массового расхода воздуха. Хотя это вовсе не означает, что подобное положение допустимо оставлять на продолжительный срок.
Методы обнаружения
Самый элементарный способ проверки – это сразу же заменить датчик, попавший на подозрение, на новый исправный образец. Если работа автомобиля наладится, значит, причина ясна. Останется на прежнем уровне, вывод: вышла из строя какая-либо другая деталь.
Существует метод проверки без демонтажа датчика посредством электроизмерительных приборов.
Самостоятельное проведение этой процедуры рядовым автолюбителем реально лишь в случае обладания ним навыков пользования мультиметром. Первые замеры величины электрического напряжения делают при закрытой дроссельной заслонке и включённом зажигании двигателя. Контакты датчика холостого хода на время измерений потребуется разомкнуть.
Один щуп устанавливают на массу, другой на подвижный контакт. Величина напряжения должна быть близка 0,7В. Затем дроссельную заслонку открывают максимально посредством нажатия на педаль газа и повторяют замеры. Во втором случае показания прибора не должны превышать 4В. Если цифровые данные соответствуют норме, целесообразно продублировать проверку замером величины сопротивления, переключив мультиметр в режим омметра.
Проводной штекер потребуется отсоединить. Один щуп устанавливают на контакт подачи питания, второй на выход. При плавном нажатии на педаль газа также равномерно должны изменяться и показатели прибора. Для этого удобно использовать мультиметр со стрелкой. Плавность её движения будет более наглядна. Рывки и перепады подтверждают испорченность проверяемого устройства. Значит, резистивный слой стёрся или ухудшился его контакт с ползунком.
Замена датчика
Эта деталь автомобиля не подлежит внутреннему ремонту. В случае поломки потребуется замена новым исправным образцом. Процесс ремонта довольно прост и по силам любому ответственному автомобилисту. Достаточно понимать, как выглядит датчик дроссельной заслонки, и знать место его расположения. Для работы из инструмента потребуется только крестообразная отвёртка. Желательно с намагниченным наконечником, чтобы при разборке маленькие крепёжные болты не потерялись.
При установке нового датчика следует помнить о поролоновой прокладке.
Никакой настройки после замены не требуется. Даже в случае установки датчика иного бесконтактного принципа действия. Единственное неудобство — возникнет необходимость корректировки показаний бортового компьютера, который прореагирует на ситуацию.
В процессе ремонта полезно воспользоваться случаем и почистить пространство под датчиком.
Главное нельзя затягивать с проведением ремонтных работ после обнаружения неисправностей агрегатов такого рода. Каждый лишний километр автопробега в данном случае будет усугублять общее состояние двигателя и может привести к его серьёзной поломке.